В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ

15.10.2020
И абсолютно БЕСПЛАТНО!
– Елена Викторовна, с какими проблемами к вам приходят люди?
– С разными. Мы обслуживаем детское население от 0 до 18 лет. Основные виды нашей работы – это диагностика, консультирование, психолого-педагогическая, логопедическая коррекция  и методическая помощь образовательным учреждениям.
– Медицинская диагностика?
– К сожалению, нет. Наш учредитель – Министерство образования Новгородской области. Но отмечу, что Центр тесно взаимодействует с детской поликлиникой города по вопросам оказания комплексной помощи детям.
– Кто к вам может обратиться?
– В первую очередь мы работаем с особыми категориями населения. Это дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также несовершеннолетние, находящиеся на различных профилактических учётах (например, комиссия по делам несовершеннолетних). 
Цели обращения в Центр различные: какие-либо затруднения в развитии ребенка (психическом, речевом), трудности во взаимодействии с окружающим миром, эмоциональные проблемы (иногда даже суицидальное поведение), трудности в обучении или, например, адаптации в замещающей семье и многое другое.
– Замещающие семьи – это приёмные родители?
– Да, приёмные и опекаемые семьи. Когда в такой семье появляется ребенок – это может стать своего рода стрессом для всех членов семьи, хоть к этому семья и готовится. Мы можем помочь найти взаимопонимание и снизить эмоциональное напряжение.
В целом к каждому клиенту у нас индивидуальный подход. Мы максимально нацелены на эффективное оказание помощи. Специалисты Центра постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, внедряют в свою деятельность современные практики оказания помощи детям.
– Ну, я так полагаю, не детки обращаются к вам, а родители…
– Да, в первую очередь родители. Но с 14-ти лет могут обращаться и подростки. Мы с ними составляем договор, конечно, с согласия родителей. Но даже если и родитель обращается, берём и согласие подростка на работу с ним.
– На сегодня, сколько у вас детей, с которыми вы работаете?
– Мы работаем по заявительному характеру. У каждого специалиста 4-10 детей, которым требуется разное количество занятий, кому три-пять, а кому – больше.
Центр имеет несколько филиалов – Мошенское, Любытино, Пестово и Хвойная, где тоже работают специалисты. Центр охватывает треть Новгородской области.
В области всего три таких Центра, которые имеют юридический статус. В Боровичах работают 14 педагогов. У каждого – своё направление. 
Кроме того, есть группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. С ними работают воспитатель, дефектолог, логопед, психолог – по три часа в день. Порядок зачисление в группы, как в любой детский сад.
У нас три отдела. Это отдел психолого-педагогического сопровождения, он работает с категорией замещающих (приёмных) семей,  с подростками, которые состоят на учёте в отделе по делам несовершеннолетних. Очень плотно работаем с образовательными учреждениями.
Есть отдел диагностики, консультирования и коррекции, где специалисты в основном работают с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. И ещё один отдел – психолого-медико-педагогическая комиссия, которая работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с детьми-инвалидами).

Можно прийти самому
– Вы говорите, что ребёнок с 14-ти лет может сам в Центр прийти. Таких случаев много? С какими проблемами они к вам приходят?
– Бывают. Много приходит девушек с эмоциональными проблемами. В этом возрасте случается неразделённая любовь на более осознанном уровне, проблема взаимоотношений со сверстниками. Это две главные проблемы.
В любом школьном коллективе встречаются подростки, которых отвергают сверстники. Сейчас очень распространена в подростковом коллективе жестокость, насилие, унижение. Отрицательный персонаж сейчас выглядит «героем» в среде сверстников.
Но есть и другие подростки, которым чуждо такое поведение, которые страдают от своих агрессивных сверстников, думая, что это с ними что-то не так: «Ну, вот они дерутся после школы, а я не хочу драться. Я не хочу сквернословить. Я не в их компании, я одинок, я ухожу в свой мир. Что во мне не так?».
Наши специалисты работают с этими ребятами, помогают поднять им самооценку, полюбить себя, найти в себе положительные качества, положительные моменты в этой ситуации. Советуют найти другой круг общения по интересам, а не зацикливаться на коллективе, который их не принимает.
Приходят подростки с демонстративным суицидом. Порезали вены, точнее, поцарапали руку. Но если не оказать ему помощь, то завтра этот суицид может оказаться конечным.
Здесь какой момент. Как в поезде, когда познакомился с человеком и знаешь, что завтра его уже не увидишь. Чужому временному человеку проще излить душу. В школе все знакомы, дома родителям тоже не каждый может открыться, очень редко. Мы – как третье лицо. Хорошо, когда подросток знает, что есть такой Центр, где можно получить помощь.
Результаты все положительные. Не было случая, чтобы подросток не получил помощь.
– Это разовые посещения, или должна быть какая-то система?
 – Всё определяет специалист. Он проводит диагностику, определяет все «подводные течения», откуда пошла проблема. А потом составляет программу, ставит определённые цели. Бывает, хватает четырёх занятий, когда требуется десять. По-разному. Всё зависит от ребёнка, как он настроен на работу.
Вообще, у нас есть государственное задание – определены услуги-часы – по коррекции. Центр вместе с филиалами даёт примерно 11-12 тысяч услуг в год. 
– Ваши занятия – платные?
– Абсолютно бесплатные, если речь идёт о государственном задании. 
Но в отдельных случаях Центр оказывает и платные услуги. Например, если родитель хочет, чтобы с его ребёнком занимались больше и чаще, здесь и сейчас. У нас есть определённая очерёдность. Ресурс специалистов ограничен. Если логопед взял пять детей, он ведёт их в среднем три месяца. За дополнительные занятия надо платить. Один специалист за год может взять примерно 20-25 детей. Платные услуги оказываются за рамками основного рабочего времени специалиста.
Заявок поступает много, потому что Центр – государственная организация, не частная. Даже платные услуги у нас значительно дешевле, чем у частника.
Также платные услуги Центр оказывает взрослым людям, старше 18-ти лет. Отмечу, что по Уставу бесплатные услуги мы можем оказывать детям до 18 лет, то есть несовершеннолетним гражданам.
– В Центр обращаются и взрослые люди? С какими проблемами?
– С психологическими. Самооценка занижена, как правило. Буквально на прошлой неделе была девушка: «Я хочу полюбить себя, я себя просто ненавижу». 
Новое учебное заведение, новая среда у многих вызывает стресс. Не каждый может спокойно влиться в незнакомый коллектив. Могут быть внешние факторы, человек сравнивает себя с другими и делает оценку не в свою сторону.
Учитывая статистику последних лет, с речевыми проблемами клиентов у нас не меньше.

О детях-инвалидах
– В Центр путь не закрыт и для детей-инвалидов?
– Да, в 2014 году была открыта такая группа. Её посещали 6 человек. Наша работа больше направлена на образование таких детей. Дети очень сложные, есть которые полностью обездвижены, слепо-глухие. И в работе с такими детьми есть результаты. Если кто-то  научился поднимать ручку, или отвечать на твой вопрос, моргнув глазками – это уже достижение. К нам приходят дети с отставанием умственного развития для адаптации к современному миру. В настоящее время таких детей у нас 21.
– Детей-инвалидов вы выявляете или это чисто желание родителей – заниматься у вас?
– Желание родителей. Мы понимаем, что некоторые родители стесняются таких детей, держат их дома и упускают тот момент, когда помощь была бы эффективна. Мы  стараемся в этом плане работать с детской поликлиникой. Но эта информация конфиденциальна. Напрямую нам никто не даст адреса проблемных детей, чтобы мы могли прийти и поговорить с родителями. 
Но мы даём о себе информацию.  Через знакомых, родственников люди узнают о Центре, в интернете у нас есть своя страничка вКонтакте. 
Отмечу, что первичную помощь ребенок может получить и в образовательной организации, которую посещает. 
– Скажите, ваш специалист может выйти на дом, или непременно ребёнка надо в Центр привозить?
– Специалист может и домой приехать, если ребёнок сложный, с нарушениями опорно-двигательной системы. С минимальным оборудованием. Но желательно, чтобы ребёнка привозили в Центр. По грантам мы получили много разного специализированного оборудования.
– Ваши специалисты – приходящие, или это у них основная работа?
– Основная работа. 
– Скажите, это правда, что дети-инвалиды  имеют возможность бесплатно получить домой компьютер?
– Правда. Мы сотрудничаем с Новгородским Центром инклюзивного образования. С 2009 года работает программа, согласно которой Центр обеспечивает детей инвалидов, которые обучаются на дому, компьютерами, принтером, сканером. Более того, образовательной организацией, где обучается ребенок, оплачивается интернет. Наши специалисты – тьюторы и программист помогают этим детям освоить азы компьютерной грамотности, чтобы в дальнейшем они  могли развиваться.
Принцип какой. Так как ребёнок обучается на дому, ему не хватает общения. Помимо школьной программы добавляются дополнительные предметы, как роботехника, история, английский язык, например – по три часа в неделю. С детьми занимается педагог из Великого Новгорода дистанционно.
Кроме того, дети имеют возможность общаться между собою в соцсетях, это такая радость для них!
Трудность в том, что мало родителей знают о такой услуге. Хотя и сейчас есть возможность взять на обучение детей. В этом году мы могли бы взять ещё троих детей. Проблем с оборудованием нет. 
Условия три: чтобы ребёнку была не запрещена работа на компьютере, чтобы была справка об инвалидности, и чтобы он обучался на дому. 
Сейчас у нас таких детей 15, а чисто по Боровичам – 9.

  О «страшной» комиссии
– От этой психолого-медико-педагогической комиссии многие родители шарахаются…
– Это действительно так. Процентов 70 родителей, которые идут на эту комиссию, думают, что его ребёнку навредят, что на ребёнке будет поставлено клеймо на всю  жизнь. Общество у нас такое. Толерантность к таким детям не до конца сформирована…
На деле же родители не понимают, что это надо ребёнку для его дальнейшего развития. Чтобы он учился по той программе, которую сможет усвоить, чтобы не быть среди сверстников изгоем, чтобы у него не падала самооценка.
Если родитель не принимает эту рекомендацию, ребёнок начинает скатываться на двойки, становится неуспешным, наступает психологическая травма. Может зайти очень глубоко. Жаль, что многие родители этого не понимают.
– Скажите, если комиссия говорит, что ребёнку надо идти в коррекционный класс, он обязан идти в этот класс?
– Заключение, которое выдаёт комиссия, несёт рекомендательный характер. Родитель может отказаться, но это не факт, что он тем самым поможет ребёнку.
Надо понимать, что вывод комиссии – задержка психического развития – это не диагноз, не на всю жизнь! Ребенку немного упрощается программный материал, он усвоит тот же материал, что и ребёнок с нормой. Ему просто нужна помощь узкопрофильных специалистов – чтобы ребёнок через, возможно, несколько лет вышел на норму.
Жаль, что многие родители этого не понимают. Что ребёнок просто может «не выпуститься» из школы после девятого класса, что просто не сможет сдать экзамен. Вообще, надо думать не о том, что кто-то чего-то скажет, а о ребёнке.
– И последний вопрос о грантах. Известно, что вы активно участвуете в этих программах. Какой грант сейчас реализуется, о чём должны бы знать родители?
– Гранты, действительно, очень нас выручают. Например, специализированное оборудование получено за счёт грантов. 
Сейчас за счёт гранта мы оказываем консультативную помощь родителям – по разным вопросам абсолютно бесплатно. Так что, если у кого есть проблемы с детьми, приходите и не опасайтесь огласки. Вся информация у нас конфиденциальная. 
Елена ЗИМИНОВА.  

Директор Центра Елена Забелина

Занятия с детьми-инвалидами проводятся с использованием специализированного оборудования



Возврат к списку