Свои да наши казаки

20.11.2019
И у атамана не две головы на плечах

Встреча с казаками состоялась в конце рабочей недели – в пятницу, в их небольшом штабе, оклеенном разными по расцветке и фактуре обоями: казаки ради общего дела поделились оставшимися от домашних ремонтов запасами – в итоге получилось аккуратно и позитивно! Здесь, на сходе, одетые не по форме, казаки еженедельно собираются за чаем для того, чтобы решить насущные проблемы общины. Приходят все, кто в этот момент не на работе. К слову, за истёкшее время казачья община, в том числе и за счёт вошедших в неё боровичан, значительно выросла. Сейчас в ней 15 казаков (первоначально было шестеро), плюс – члены их семей и те, кто, полноценно участвуя в жизни общины, только собирается вступить в казачьи ряды… 
Атаман, хорунжий Петр Плюсов, представил всех, кто собрался в этот раз. Это товарищ атамана (заместитель), подхорунжий Алексей Карпович, вместе с которым, в том числе, они решились на переезд в Боровичи. Он руководит военно-патриотическим клубом «Отечество», созданном при казачьей общине и базирующемся в четвертой средней школе. Здесь же – недавно вступивший в казачество рядовой казачьего состава Владимир Дьяченко, молодые ребята-казаки, как пошутил атаман, «прибившиеся с соплячества»: рядовой казачьего состава Алексей Зуев – работник комбината огнеупоров, приказный Вадим Сорокин (исполняет функции казначея) – учащийся индустриального техникума, урядник Юрий Плюсов (младший сын атамана), которого в скором времени призовут в армию. Казаки, естественно, не просто поощряют службу в армии, они считают её обязательной: любой человек, а уж тем более молодой казак, должен узнать жизнь военного, научиться бороться со своими страхами, ленью, испытать себя на прочность…
Наряду с обсуждением проведения предстоящих военно-патриотических игр «Всегда готовы» (с отработкой навыков по ГО и защите от ЧС) для учащихся городских и сельских школ, казаки, по моей просьбе, вспомнили о своём переезде в Боровичи, о знаковых моментах, произошедших с того времени. А их, как оказалось, было немало. Например, в 2013 году на общем круге (общее собрание) всех атаманов казачьих войск, представляющих, наряду с боровичскими, казаков из Архангельска, Череповца, Вологды и других городов, было принято решение об образовании объединившего их всех Северного казачьего округа. Мне показали казачье удостоверение и шевроны – нашивные знаки различия, которыми с того времени располагает община…

Куда казака доля не закинет – всё будет казак

Казаки утверждают, к Боровичам за семь лет здорово прикипели. Да и как по-другому, если с самого начала не столкнулись здесь ни с языковым барьером, ни с национальным, ни с человеческим. Живут здесь на «Раздолье» – такое название закрепилось за выросшей на Вельгии станицей в семь домов – другим казакам, в частности, новгородским, на зависть (те проживают в квартирах, встречаются редко). А вокруг – куда ни глянь – всё дышит историей, и это греет душу. Любо им здесь! Ещё бы остальных ребят, оставшихся в Казахстане, сюда перевезти, но это уже другая история… 
Все казаки в общине, кроме совсем молодых, семейные, в основном работают на АО «БКО»: кто на ЦСП, кто на автобазе – формовщиками, автослесарями. Их жёны, среди которых не встретишь домохозяйку, – в магазинах, в парикмахерских. Дети учатся в городских школах, в средних учебных заведениях. В этом отношении у них всё как у всех. 

Казаки от казаков ведутся

Атаман сетует, что некоторые местные жители очень мало (или совсем ничего) знают о казачестве и казаках. Случается, даже сектой их общину называют! А между тем, казаки в Боровичах были и раньше. Обнаружены и исторические документы, где они упоминались, и фото начала XX века, на которых они запечатлены… Боровичская община семиреченских казаков состоит при общероссийской общественной организации «Союз казаков», представляющей одно из двух направлений возрождения российского казачества – общественное, и действующей на основании федерального закона об общественных объединениях. К слову, представители второго направления – реестровые казаки, руководствующиеся 154 федеральным законом, принятым в 2005 году, несут военную службу в соединениях и воинских частях Вооружённых Сил РФ, находятся на государственном обеспечении. Казаки-общественники, в отличие от выполняющих команду сверху реестровых, сообща решают большинство общинных вопросов, не носят оружие, за исключением шашки, не финансируются государством, но точно так же живут и действуют по уставу, способствуют возрождению исторических корней и всегда готовы встать на защиту своей Родины и сограждан!
Свою главную задачу казаки видят в воспитании молодого поколения, передаче молодёжи культурного наследия предков. В этом деле они делают большую ставку на вышеупомянутый клуб «Отечество», в рамках которого его руководитель Алексей Карпович, а по возможности и другие члены общины, преподают школьникам традиционную физическую культуру «Казачий спас»: учат их выносливости, дисциплине, уважению к старшим и друг к другу, попутно прививая интерес к истории своего государства. Со слов школьных учителей, даже самые неугомонные ребята, пропитываясь казачьим духом, меняются на глазах – исправляются в лучшую сторону. На интерактивных уроках для учащихся городских и сельских школ казаки рассказывают об истории казачества, показывают тематические фильмы. 

Прежде не хвались, а Богу помолись

Несмотря на то, что в основном все боровичские казаки – люди молодого возраста, и ничто современное им не чуждо, они глубоко чтут традиции своих предков, в частности православие: чувствуют личную ответственность перед Всевышним. Вот и казачий устав – это те же самые, хоть и трансформированные, библейские заповеди: «Чти старших, уважай старость!», «Погибай, а товарища выручай!», «Будь трудолюбив, не бездействуй!». Казаки регулярно ходят на воскресную службу в Успенский кафедральный собор или в церкви Свято-Духова мужского монастыря. 

Дух есть – есть и казак!

В родстве у атамана Петра Плюсова были донские казаки, однако он уверен, происхождение – не главное: ведь казаками не рождаются, ими становятся. Казак – это не нация, а призвание, состояние души. В казаки человек приходит по желанию. Например, вышеупомянутый Вадим Сорокин пришёл на занятие в клуб «Отечество» около пяти лет назад, да так и остался с казаками. Говорит, понравилась обстановка… Два года назад он «верстался» – давал клятву перед Богом и «братами» – на круге в Великом Новгороде. Владимира Дьяченко, долго присматривавшегося к общине (равно и она к нему «присматривалась»), хотя в его-то роду как раз были казаки, верстали в Великом Новгороде совсем недавно – 14 сентября, в день рождения Александра Невского.
Требования к потенциальному казаку, как говорит атаман, вполне реальные: он должен отвечать за свои поступки, быть честным, трудолюбивым и, как следствие, охотно участвовать в мероприятиях общины. Совсем другое дело, что лишь немногим из пришедших за это время в общину с рьяным желанием стать казаком удалось этим требованиям соответствовать. Казачья община – это не клуб по интересам, быть казаком – очень ответственно. 
В среде казаков, уважающих руководителей, старейшин, не допускается «дедовщины» по отношению к вновь вступившим в ряды. Если что-то не нравится, казаки говорят об этом друг другу открыто. К слову, взаимоотношения казаков в общине, как правило, проецируются и на их внутрисемейный уклад, где все домочадцы равны в правах, но есть старший, глава (атаман) семейства, который больше всех знает и умеет, поэтому к нему необходимо прислушиваться. Тем паче, редкая казачка решится прилюдно давление на мужа оказать! Неблагодарное это дело.

Дал слово – держи!

По словам атамана, они, казаки, – не «побрякушки»: сказали, значит, сделают. Боровичская казачья община взаимодействует со множеством городских организаций и учреждений: комитетом образования районной администрации, Епархией, МЧС, центром патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи, поисковым отрядом «Звезда», музеем-усадьбой Суворова, станциями медицинской скорой помощи и переливания крови. Разве трудно казакам помочь выкосить траву возле храма или игру в школе провести по просьбе школьной администрации?! Для настоящего казака это не испытание. В свою очередь, и эти учреждения всегда с готовностью откликаются на просьбы казачьей общины, поддерживают их в реализации интересных проектов. 

Казак за казака горой стоит

Боровичские казаки, по возможности, стараются чаще общаться с другими казаками, не важно – реестровыми или общественными, тем более, что их, молодых и энергичных, всегда ждут в гости с новыми идеями! Скоро, например, поедут на мероприятие от Союза казаков России – ежегодный турнир по рукопашному бою памяти былинного богатыря Василия Буслаева, в Великий Новгород, и детей своих с собой прихватят. Какое же им там раздолье! Казаки придерживаются мнения, что, если их дети в будущем и не останутся в общине, воспитанные на принципах дружного казачьего братства, они обязательно выберут верную дорогу в жизни. Также атаман и его помощник, по приглашению Боровичской Епархии, собираются на Епархиальный фестиваль в Москву, среди участников которого будут и казаки: планируют расширить свои знания по работе с молодежью в духовном направлении. 
Казаки против межнациональной розни: сотрудничают со всеми диаспорами Боровичей и Великого Новгорода – азербайджанской, абхазской, армянской, с чечено-ингушским культурным центром «Возрождение». Делить им нечего: Россия, она не только для русских, а для всех, кто её ценит и бережет!

 Валерия АРСЕНТЬЕВА.

В штабе. Атаман Пётр Плюсов (слева) и рядовой казачьего состава Владимир Дьяченко обсуждают насущные вопросы общины

Под контролем помощника атамана Алексея Карповича (крайний справа) участники игры «Всегда готовы» изучают принципы работы с противогазом

Возврат к списку