Союз науки и труда

10.02.2022
Скульптурная композиция на Спасской площади не является памятником культуры, однако боровичанам она дорога. Дорога как символ советской эпохи, как напоминание о покорении космоса и просто как частица истории города. 

1960-е годы… Страна ликовала. Гагаринский полёт в космос знаменовал новый виток в развитии цивилизации, прорыв в науку, объединивший людей не только Советского Союза, но и всего мира. Юрий Гагарин в мгновение стал национальным героем. Улицы в больших и малых городах стали называть в его честь. Так, уже в 1961-м году появился проезд Гагарина в Боровичах (от ул. Коммунарной до арочного моста). Позже ещё один проезд в городе (между улицами Ботанической, Гоголя и Энгельса) назвали именем второго советского космонавта Германа Титова. 
А в июле 1964-го года на Спасской площади установили скульптурную композицию, посвящённую освоению космоса. На постаменте высятся три фигуры: рабочих мужчины и женщины и космонавта со снятым шлемом. На вытянутых руках все трое держат два обруча, вероятно, символизирующие орбитальный космический полёт. А в центре композиции отлита устремлённая ввысь ракета с длинным «огненным» хвостом. 
Скульптура носит название «Наука и труд» и отражает настроение того времени: союз мастеровых рук и научных исследований способен привести к удивительным открытиям, к немыслимому прогрессу. «Мы утверждаем навсегда союз науки и труда», «Свети, как путеводная звезда, живой союз науки и труда», – гласили плакатные лозунги 60-х. 
Ленинградский художественный комбинат монументального искусства сериями отливал скульптуры для разных городов России на тему этого созидательного союза. Возможно, одной из серийных копий является и наша скульптура. Во всяком случае, именно так пишет в своей книге «Боровичи. Страницы истории» Людмила Подобед, краевед, бывший директор Боровичского краеведческого музея. Однако есть и другое мнение. 
– Когда я реставрировал памятник, ко мне подошёл пожилой, лет 80-ти, мужчина. Рассказал, что скульптура эта – не типовая, единичная, и что инициировал её установку Боровичский комбинат огнеупоров. Предприятие даже отпустило Ленинградскому комбинату материалы на её создание, – поделился с редакцией Боровичский самодеятельный художник и скульптор Николай Георгиевич Алексеев. 
К сожалению, ни в музее комбината, ни в городском музее документального подтверждения этому факту не нашлось. А само событие установки скульптуры 58 лет назад прошло мимо районки – в подшивке «Красной искры» за 1964-й год нет ни слова о новом памятнике на Заводской (Спасской) площади. 
Вероятно, место установки памятника было выбрано сразу. На «заводской» стороне располагались практически все промышленные предприятия города. И вполне логично, что памятник, прославляющий труд, появился именно здесь. Да и место это открытое, панорамное…
А вот в наше время вопрос о переносе памятника поднимался. В 2018-м году краевед Андрей Полевиков, ныне ушедший от нас, предлагал расширить пространство городской площади, освободив её от скульптуры. Общественность широко обсуждала это предложение. Редакция провела опрос в официальной группе в соцсети. 79% участников опроса (375 человек) высказались против переноса памятника. Свое экспертное мнение высказал через газету и Николай Алексеев, автор скульптур Нила Столобенского у часовни на левом берегу Мсты и святого Якова Боровичского у церкви иконы Божьей матери «Умиление»:
– Я категорически против. Памятник переносу не подлежит, он эту процедуру просто не переживет. У нас уже есть печальный опыт 2013 года: демонтаж скульптуры «Зоя» (памятник женщинам, участницам партизанского движения. – Прим. ред.) у братских могил городского кладбища. Рассыпавшийся монумент пришлось восстанавливать практически с нуля…
Николай Георгиевич говорил со знанием дела. В мае 2012 году ему пришлось реставрировать скульптуру «Наука и труд». Накануне Нового года ураганным ветром на неё повалило рождественскую ёлку. 
– Полностью была нарушена ракета, её пришлось делать заново. Был повреждён и «хвост», а также рука женщины. На всех трёх фигурах образовались сколы. Трещины мне приходилось углублять, а затем сжимать металлическими скобами. Однако прежде чем приступить к реставрации, пришлось очистить памятник от нескольких слоёв краски. 
Николай Георгиевич отметил, что памятник выполнен из железобетона с добавлением асбеста. Асбест делает раствор более пластичным, однако очень боится влаги. И если за памятником не ухаживать должным образом, не подкрашивать регулярно, то от проникающей в трещины воды памятник будет разрушаться... 
Кстати, реставрируя скульптуру, Николай Алексеев обнаружил любопытный факт – все три фигуры состоят из двух частей: верхней (до пояса) и нижней. По словам скульптура, именно так, частями, фигуры были доставлены в Боровичи. И монтировались уже здесь, непосредственно во время установки композиции. 
Автором скульптуры выступил советский архитектор и график Сергей Кулёв. И хотя о нём мало что известно, профессионализм сомнений не вызывает. Сергей Иванович окончил Московский архитектурный институт, в качестве художника-графика сотрудничал с известными архитекторами, мастерски выполнял архитектурные отмывки (моделирование форм методом послойного нанесения краски). Кроме того, известно, что Кулёв принимал участие в разработке проекта павильона Советского Союза, представленного на всемирной выставке в Японии в 1970-м году («ЭКСПО-70»). Советский павильон в виде развёрнутого знамени был самым высоким (высшая точка – 109 м). И в нем, конечно же, тоже нашлось место величайшему достижению Отечества. 
Заключительный раздел экспозиции на 3-м этаже павильона был посвящён науке и её развитию в связи с завоеванием космоса.

СПРАВОЧНО. Скульптурная композиция «Наука и труд» не числится в списке памятников истории и культуры Новгородской области. Более того, ещё пять лет назад она не значилась и в реестре городского имущества. В 2017 году администрация Боровичского района обратилась в районный суд с заявлением о признании за городским поселением права собственности «на бесхозяйное движимое имущество». Требование это было удовлетворено. С ноября 2017 года скульптурная композиция «Наука и труд» – собственность города.

Возврат к списку