Школьные учителя в Великую Отечественную войну

23.06.2022
С каждым годом всё дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся с нами тех, кто на своих плечах вынес её невероятную тяжесть и спас народы не только нашей страны, но и Европы от гитлеровского рабства

Тысячи людей прошли сквозь войну, среди них не только воины, сражавшиеся на фронте, но и люди, работавшие в тылу. Это женщины, старики и дети. Несмотря на страшные события, они не только старались выжить и помочь фронту, но и продолжали учить детей в школах.
В этом материале мы, на основе записей педагога военного времени, куда легли ее воспоминания, расскажем об учителях, работавших в школе и учивших детей войны. Учителя-герои служили не только на фронте – многие из тех, кто оставались верны своему делу в тылу, достойны не меньшей награды, чем бойцы на передовой. За окнами шла война, а они продолжали воспитывать своих учеников, с заботой о будущем, которое те однажды будут создавать.
Одним из таких педагогов и была Парасковья Зуева – учитель Ануфриевской семилетней школы, куда она приехала после окончания учительского института. В довоенное время школа была большая, в ней учились около 400 человек. Педагогический коллектив был солидный и работать было интересно. Шло время. И вот в один из воскресных дней была хорошая погода и ничего не предвещало никакой беды! И вдруг война.
Мужчины ушли на фронт, в школе остались работать одни женщины.
Как вспоминает сама Парасковья Зуева, с педагогическими кадрами становилось все тяжелее. Чтобы школы работали нормально, приходилось учителей-предметников переводить из одной школы в другую.
В августе 1942-го ее тоже перевели работать в Реченскую семилетнюю школу директором. В школе обучались не только местные дети, но и воспитанники Пирусского детского дома – всего около 150 человек.
Коллектив учителей и учащихся был дружный, сплоченный. 
«В те годы, несмотря ни на какие трудности, никто и никогда не говорил: не хочу, не буду. Ответ был один: «Надо – сделаем!», – писала в своих воспоминаниях Парасковья Васильевна. В Пирусском детском доме детей было много, а воспитателей мало. Поэтому учителя ходили в выходной день в детский дом, чтобы помыть в бане детей.
В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только учителям, но и ученикам. «Невольно вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем мог! Дрова привозили прямо из леса, сырые… Лес был недалеко, а заготавливать древесину было некому. Дети военного времени были серьезнее, взрослее. Ребятишки старших классов сами пилили и кололи дрова. В зимние морозы дети прибегали в школу с замерзшими ручонками, т.к. школа находилась в 2-3 км от деревень. Перед началом уроков нужно было отогреть детей. В школу иногда дети приходили с заплаканными глазами. В беседе с ними выяснялось, что семья получила похоронку: на фронте погиб отец. Такого ученика нужно было успокоить и настроить на работу», – вспоминает Парасковья Зуева.
Очень тяжело было и с питанием. Хлеб давали по карточкам – 300 граммов на день. Соли и сахара не было. Чтобы как-то помочь детям, школе выделили 0,5 га земли, на которой летом школьники и учителя работали – выращивали картофель и овощи. «Собранный урожай сдавали в столовую, для нас там варили суп, а иногда мы готовили в школе сами на кухне. На класс давали одну буханочку хлеба, ее делили на 40 человек, по 25 г на каждого. И вот несёшь на тарелочке такую маленькую дольку хлебушка по рядам, между партами. Какими заворожёнными глазёнками смотрели дети на этот хлеб! Ни один ребёнок не хватал этот кусочек, а брал осторожно, бережно. Никогда не забуду эти детские глаза», – вспоминала педагог. 
Перебирая в памяти свое прошлое, она вспоминает, как не хватало учебников, книг, письменных принадлежностей. Чернила часто замерзали в чернильницах. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Огонёк был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете ребятишки учили уроки, много читали вслух и всегда приходили в школу с выученными уроками, ведь учиться очень хотелось!
Но, несмотря на все тяготы, в ребятах горел живой огонь желания учиться, а в учителях – желания учить! Помогали дети и фронту: зимой, при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок. Такие посылочки воодушевляли бойцов на фронте, а письма с фронта от солдат мобилизовали детей на лучшую учебу и примерное поведение. Все – не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания.
«Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании оставалась одной из главных задач… Закон о всеобщем обучении оставался незыблемым в условиях войны. Мы должны были учить всех детей, и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени… Никаких ссылок на военную обстановку – такая установка была в стране в годы войны», – вспоминает Парасковья Зуева.
Во все времена учителя, хранители мудрости и жизненного опыта, были глубоко уважаемы в обществе, к ним относились с благодарностью и особым почтением. Задача учителя, зачастую, не только передать определённые знания или навыки в какой-то области, но и создать правильное восприятие окружающего мира, адаптировать людей к жизни, помочь им разобраться в сложившейся непростой ситуации. В годы войны почти всю агитационно-массовую работу проводили учителя. Поэтому им часто приходилось встречаться с рабочими колхоза на собраниях, где самым злободневным вопросом был вопрос о делах на фронте. Все ждали конца войны. Проводили подписку на заем, собирали и отсылали посылки на фронт: полушубки, валенки, рукавицы, носки, шарфы.
За работу учителем в годы войны Парасковья Васильевна Зуева награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Много наград получила педагог и в мирное время за отличное обучение и воспитание детей!


Возврат к списку