Переселение

22.02.2023
В Боровичском районе продолжается реализация региональной программы по переселению граждан из аварийного жилья. О её особенностях мы беседуем с начальником отдела по жилищным вопросам районной администрации Ириной ТЮШИНОЙ (на снимке).

– Ирина Витальевна, когда впервые боровичанам стали предоставлять жильё по программе переселения?
– Первые аварийные дома администрация города расселила в 2010 году. Тогда программы не были такими долгосрочными, как сейчас. Список аварийных домов, подлежащих переселению, составляли ежегодно. Бывали случаи, когда в один год была возможность реализовать сразу две муниципальные программы. За девять лет расселили порядка ста многоквартирных жилых домов в городе и районе. 
– Вы сказали, что нынешняя программа по переселению «долгосрочная». Что это значит?
– Такая программа составляется сразу на несколько лет вперёд и подразумевает поэтапную реализацию. Сейчас, к примеру, идёт третий, последний этап программы по переселению жителей из аварийного жилья, принятой ещё в 2019 году. В неё вошли многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. По этой программе в 2019 году мы расселили пять домов, на этапе 2021-2022 годов – ещё восемь. Нынешний этап, 2022-2023 годов, самый «продуктивный», предстоит расселить 17 многоквартирных домов, в которых – 117 помещений. 86 жилых помещений уже расселены в прошлом году. 
– Раньше все получали жилые помещения взамен расселяемых, сейчас программа переселения реализуется на тех же условиях?
– Действительно, ранее, независимо от того, какое помещение расселялось – муниципальное или находящееся в собственности граждан – всем предоставлялась другая жилплощадь. Сейчас же программа реализуется на иных условиях: для собственников она предполагает предоставление выкупной стоимости за их жильё в аварийном доме, при этом некоторым собственникам может быть предоставлена и дополнительная мера поддержки – субсидия на приобретение жилого помещения. 
– Почему не всем предоставляется субсидия? 
– Субсидия не предоставляется лицам, у которых на момент признания дома аварийным в собственности или в найме имелись другие жилые помещения, а также тем, кто приобрел квартиру в доме уже после того, как он официально был признан аварийным. Такие собственники могут рассчитывать лишь на выкупную стоимость. 
– А как расселяются те, кто живет в муниципальном жилье?
– Единственный вариант расселения для них – предоставление другого жилого помещения по договору социального найма. Для приобретения необходимых жилых помещений администрацией района проводятся открытые аукционы. Помещения приобретаются как на первичном рынке – у застройщиков, так и на вторичном. Например, при реализации последнего этапа Программы переселения нам необходимо приобрести 31 квартиру. Уже заключены контракты на покупку 27 квартир, 6 из которых куплены на вторичном рынке, 21 – приобретается у застройщика. На покупку 4 квартир планируется заключить контракты в текущем году.
– Расселению подлежат только городские дома?
– Многоквартирные, но не обязательно именно в городе. По нынешней программе мы расселяем по одному дому в Прогрессе, п. Волгино и в Кончанско-Суворовском. 
 – А какие дома признаны аварийными в Боровичах?
– Перечислять все не буду, их много. Сейчас расселяются несколько домов по ул. Загородной (№№ 2, 8, 10, 14, 20, 22) и по дому на ул. 9 Января, д. 80; ул. Боровой, д.15; ул. Гоголя, д. 122; ул. Великанова, д. 12; ул. Дзержинского, д. 32; ул. Л. Толстого, д. 1; ул. Московской, д. 44, на набережной Октябрьской Революции, д. 8 и на площади Труда, д. 6. 
В этом году в этих домах осталось расселить 31 жилое помещение, где проживает 91 человек. 
– Не могу не спросить про снос расселённых домов. Это происходит не так быстро, как хотелось бы… 
– Дело в том, что администрация не может снести дом до тех пор, пока не прекращены права собственности каждого из жильцов дома. А тут могут быть самые разные ситуации. Приходится искать собственников или же, например, признавать жильё бесхозяйным. На это иногда уходит немало времени, в том числе из-за бюрократических процедур. Зачастую ведутся судебные разбирательства. 
– После реализации данной программы, будет ли принята новая? 
– Новая программа предполагается, но пока не известны ее условия и сроки реализации. Сейчас мы параллельно с реализацией действующей программы переселения готовим документы по домам, признанным аварийными после 1 января 2017 года, чтобы при подготовке областью новой программы сразу же подать документы на участие в ней.
 – Что нужно сделать жильцам для признания дома аварийным?
– По заявлениям собственников и нанимателей межведомственная комиссия обследует дом, оценивает его состояние и выносит решение. Если его признают аварийным, жильцы могут встать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. А когда у района появится возможность вновь участвовать в программе по переселению из аварийного жилья, то соответствующие по критериям дома будут включены на участие в ней. 
– А жильцы об этом узнают?
– Конечно. После утверждения областью программы нами проводится работа с каждым собственником и нанимателем предполагаемого к расселению жилого помещения индивидуально. Разъясняются порядок, сроки и условия расселения. Работа ведется на протяжении всего времени до момента расселения жилого помещения.

Возврат к списку