Память ветерана
07.05.2020
Словно вчера вышёл воевать, ступая по булыжной боровичской мостовой вместе с 23-мя местными пацанами – призывниками октября 1944 года.
«А пройду ли я ещё по этой мостовой?» – эта мысль, вспоминает он сейчас, трепетала в его 17-летнем сердце...
И ещё врезалась в память раннее утро 9 мая 45-го: он, военный моряк, идёт в Кронштадте на дежурство в штаб командующего, навстречу портовые рабочие идут со смены: радость на лицах, поздравляют с Победой!
А в июле 41-го он стоял на Весёлом углу с ребятами, когда прямо над ними низко пролетели два «Мессера» с чёрными фашистскими крестами в сторону Волгино и оттуда, с аэродрома, раздались взрывы и выстрелы. Видел потом, как везли гробы с погибшими – это были первые жертвы войны...
Было ему тогда 14, и он уже во всю трудился в сапожной мастерской при воинской части (в здании на углу Порожской и Коммунарной), где шили воинскую обувь. Стал мастером и до сих пор шьёт на старой машинке «Зингер» себе и другим ботинки!
Успел до призыва ещё выучиться и на шофёра и, поэтому, сразу из Боровичей попав на флот, попросился быть мотористом.
– А сколько цилиндров у «ЗИС-5»? – спросил его капитан. Ответил сходу.
– А какой порядок зажигания?
– 1,5,3,6,2,4 – как от зубов отскачило.
За правильные ответы стал учиться в завидной для многих Кронштадтской электромеханической школе, после которой служил на глиссерных торпедных катерах. Об их устройстве и сейчас может долго и подробно говорить с восхищением.
После войны, на которой повоевать почти на пришлось, поднимал со дна затопленные немецкие корабли в польской Гдыне, служил в северо-западной группе войск. Предлагали остаться в Калининграде, но сильно тянуло домой.
Вернувшись в Боровичи в 1951-м, закончил учёбу в школе, прерванную войной, затем, уже в 43 года – автодорожный техникум. Трудился недолго в воинской части автослесарем, затем – 36 лет в ремонтно-механическом цехе комбината огнеупоров, где начинал помощником аппаратчика, а закончил конструктором по разработке техоснастки.
Много лет возглавлял профсоюз РМЦ, неутомимо помогая людям в их нуждах, оставив у многих добрую память. По совету матери женился на простой и доброй боровичской девушке Кате Никитиной, прожили в согласии 64 года, вырастили двоих детей. 5 лет назад Иван Павлович схоронил жену. Сейчас живёт в любви и заботе близких – у него три внука и четыре правнука.
Константин ЯКОВЛЕВ.
Словно вчера вышёл воевать, ступая по булыжной боровичской мостовой вместе с 23-мя местными пацанами – призывниками октября 1944 года.
«А пройду ли я ещё по этой мостовой?» – эта мысль, вспоминает он сейчас, трепетала в его 17-летнем сердце...
И ещё врезалась в память раннее утро 9 мая 45-го: он, военный моряк, идёт в Кронштадте на дежурство в штаб командующего, навстречу портовые рабочие идут со смены: радость на лицах, поздравляют с Победой!
А в июле 41-го он стоял на Весёлом углу с ребятами, когда прямо над ними низко пролетели два «Мессера» с чёрными фашистскими крестами в сторону Волгино и оттуда, с аэродрома, раздались взрывы и выстрелы. Видел потом, как везли гробы с погибшими – это были первые жертвы войны...
Было ему тогда 14, и он уже во всю трудился в сапожной мастерской при воинской части (в здании на углу Порожской и Коммунарной), где шили воинскую обувь. Стал мастером и до сих пор шьёт на старой машинке «Зингер» себе и другим ботинки!
Успел до призыва ещё выучиться и на шофёра и, поэтому, сразу из Боровичей попав на флот, попросился быть мотористом.
– А сколько цилиндров у «ЗИС-5»? – спросил его капитан. Ответил сходу.
– А какой порядок зажигания?
– 1,5,3,6,2,4 – как от зубов отскачило.
За правильные ответы стал учиться в завидной для многих Кронштадтской электромеханической школе, после которой служил на глиссерных торпедных катерах. Об их устройстве и сейчас может долго и подробно говорить с восхищением.
После войны, на которой повоевать почти на пришлось, поднимал со дна затопленные немецкие корабли в польской Гдыне, служил в северо-западной группе войск. Предлагали остаться в Калининграде, но сильно тянуло домой.
Вернувшись в Боровичи в 1951-м, закончил учёбу в школе, прерванную войной, затем, уже в 43 года – автодорожный техникум. Трудился недолго в воинской части автослесарем, затем – 36 лет в ремонтно-механическом цехе комбината огнеупоров, где начинал помощником аппаратчика, а закончил конструктором по разработке техоснастки.
Много лет возглавлял профсоюз РМЦ, неутомимо помогая людям в их нуждах, оставив у многих добрую память. По совету матери женился на простой и доброй боровичской девушке Кате Никитиной, прожили в согласии 64 года, вырастили двоих детей. 5 лет назад Иван Павлович схоронил жену. Сейчас живёт в любви и заботе близких – у него три внука и четыре правнука.
Константин ЯКОВЛЕВ.