Нести добро, дарить заботу

09.06.2022
Боровичский комплексный центр социального обслуживания, который возглавляет Марина Калинина, самый крупный в области. В его отделениях и структурных подразделениях трудится более 140 человек. С открытым сердцем и чуткой душой приходят они к тем, кто нуждается в посторонней помощи и заботе.

Наиболее востребованной формой социального обслуживания является помощь и уход за пожилыми на дому. И это вполне объяснимо – дома, как говорится, и стены помогают. В привычной домашней обстановке любой чувствует себя комфортнее, спокойнее, увереннее. 
– Около 600 боровичан пожилого возраста центр обслуживает на дому. Работу эту выполняют 45 «надомников» – в городе и практически во всех поселениях района. Для отдалённых населённых пунктов созданы мобильные бригады. Участников Великой Отечественной войны и людей с низким доходом (ниже полутора прожиточных минимума) обслуживаем бесплатно. У каждого соцработника примерно по 8-12 человек – как правило, одинокие люди, которым требуется не только помощь, но и просто внимание, доброе общение, заботливое участие, – рассказывает заместитель директора КЦСО Ирина Леонова, которая до недавнего времени 15 лет была заведующей одного из четырёх отделений соцобслуживания пожилых на дому. 
О своих коллегах она рассказывает горячо, с любовью и уважением, убедительно доказывая, что случайных людей в профессии соцработника нет и быть не может.
– Около 8 лет назад к нам в Центр приезжали шведы, делились собственным опытом. Разумеется, говорили о том, что нельзя вступать с клиентом «в эмоциональный контакт», сопереживать, а то, мол, это приведёт к снижению качества обслуживания. Задача соцработника – чётко и методично выполнять свою работу, причём, желательно, постоянно менять адреса обслуживания. Вроде того, что с утра получил от заведующей список задач – выполнил их, и забыл. Разве с нашим менталитетом это возможно? – задаётся риторическим вопросом Ирина Вячеславовна.
И тут же опровергает доводы «шведской теории». 
– В нашей работе нельзя без эмоций, без общения. Люди ведь порой этого больше ждут, чем обеда. И что значит выдать список дел с утра? У соцработников всё распланировано на неделю: Марье Васильевне достать номерок в поликлинику, у Петра Ивановича в среду – банный день, поэтому надо предупредить Веру Петровну, чтобы ждала чуть позже и т.д. Переживают «наши девочки» за каждого подопечного. Иногда и вне графика приедут – справиться о здоровье. Мужей просят подвезти… Нет, никогда не понять шведам русскую душу. 
Последние года три в числе «надомников» резко возросло количество маломобильных граждан, соответственно, нагрузка на соцработников увеличилась: прикованным к постели или инвалидам-колясочникам требуется ежедневный уход. В сёлах всё осложняется неблагоустроенным жильём. Нужно и воды натаскать, и дров наколоть, и печь истопить. А большинство соцработников – женщины. 
Многие из них трудятся в отделении обслуживания пожилых на дому более 10 лет. К примеру, Наталья Малышева пришла в учреждение 16 лет назад, совсем молодой. С тех пор не видит себя ни в какой другой профессии. Сейчас обслуживает 14 человек, в основном это инвалиды I и II групп. При этом Наталья постоянно учится и сама активно участвует в совершенствовании рабочего процесса. К примеру, бригадный метод обслуживания реализуется в КЦСО, в том числе, и с её лёгкой руки. 
Наряду с опытными сотрудниками, немало и молодёжи, тех, кто пришёл в учреждение 2-3 года назад. Это, например, Светлана Лебедева, Майя Андрейчик, Марина Андреева, Светлана Гартусова. И чтобы там не говорили о повальном потребительском отношении молодых к людям и жизни, они не представляют, как можно, придя покормить и переодеть одинокую бабушку, остаться глухой к её рассказам о детстве, равнодушной к ласковому «спасибо, доченька» и непреклонной перед особыми, маленькими просьбами, которые не впишешь в «дневник соцработника» и не укажешь в отчёте.
– Да они половину и не записывают из того, что сделали. Просто помогут, по-человечески, от души, – отмечает замдиректора. 
Рассказывает, что с недавнего времени в отделении появились служебные планшеты. Теперь, используя современные технологии, соцработник может, к примеру, организовать общение пожилых по видеосвязи с дальними родственниками. Или же найти интересную для них информацию, скажем, о садовых цветах или огородных вредителях. А совсем недавно одной из боровичанок устроили викторину по старым Боровичам. Женщине нужно было узнать место и сам архитектурный объект и ответить на вопрос, а что же находится там в наши дни. Не всегда выходило без подсказок. Но как увлекательно! 
…Много можно говорить о труде соцработников, о всевозможных программах и пилотных проектах, в которых участвует комплексный центр, о его самых высоких показателях в областном рейтинге соцучреждений… Но иногда лучше всех этих фактов говорят простые слова: «Душу ты мне отогрела, дочка», «Слава Богу, теперь не одна».

Соцработник Марина Андреева подготовила для своей подопечной викторину по старым Боровичам

Возврат к списку