ИЗ ИСТОРИИ ТРОИЦКОГО СОБОРА

15.10.2020

Главное место
В 1772 году Сенат Российской империи не только утвердил новый статус Боровичей (по указу Екатерины от 1770 г.), но и принял план новой застройки города. Шла Екатерининская реформа городов, изменившая их планировку почти по всей России. Целью её, как говорят учебники истории, было обеспечить развитие  предпринимательства и промышленности, набиравших тогда силу в стране. Наше поселение приобретало упорядоченную, как в Петербурге, сеть кварталов и улиц, получивших каждая, как требовал закон, своё название*.
План принял петляющую Мсту как композиционную ось застройки, от которой вверх шли параллельные, с перпендикулярным пересечением, новые улицы. Градостроительный проект учитывал особенности местности, а именно – наши красивые холмы. Они с незапамятных времён являлись местами сакральными, то есть особо значимыми в религиозном отношении. Тут, по преданию, происходили идолослужения (требища), были погосты (административные центры), а позже встали православные храмы. 
Центр города решено было утвердить на главном из холмов, на месте древних погостов – Петровского и Борисоглебского. Именно там, где сейчас Троицкий собор, стояли деревянные храмы в честь апостолов Петра и Павла, и святых страстотерпцев, древнерусских святых Бориса и Глеба.  К моменту преобразований рядом с этим местом уже более 10 лет (с 1758 года) строился каменный собор во имя Святой Троицы и площадь вокруг него. Этого начинания план не нарушил, собор достроили и освятили в 1777 году**. А через восемь лет, в 1785 году, рядом с собором  появляется высокая и очень красивая трёхъярусная колокольня с часами-курантами с четырьмя циферблатами на все стороны, а затем рядом с ней в 1835 году закладывается большой каменный собор, о котором наш рассказ. 
Он строился почти 30 лет и стал новым Троицким, старый переосвятили во Введенский. Так постепенно сложилось главное место Боровичей***. Здесь же расположились и административные здания городского магистрата, позже – городской управы, купеческих и дворянских собраний, торговые ряды. Пространство у соборов и этих зданий было замощено булыжным камнем и получило название Екатерининской площади. Здесь в течение ста пятидесяти  лет  отмечались все городские события, праздники (например, столетие Боровичей в 1872 году), ярмарки, проводы на фронты войн – Отечественной 1812 года, Крымской, Турецкой и Первой мировой, здесь в 1913 году был торжественно заложен памятник А.В. Суворову (его установке помешали война и революция), здесь собирались революционные митинги и демонстрации в 1917 году, даже могилы первых большевиков, руководителей города, были (и остаются) в пределах этого всеобъемлющего Центра города. Доминантой градостроительного ансамбля из колокольни и двух соборов и стал собор Троицкий.

Каким был собор
Не зря старые здания называют письмами из прошлого. Два собора и колокольня как архитектурный ансамбль торжественно возвещали о двух веках – XVIII и XIX, были видны  издалека со всех сторон, разносили в праздники колокольный звон по всей округе. Только колокольня имела 12 колоколов!
Но и оставшийся Троицкий собор, самый крупный из них – архитектурная ценность. Вот как описывает его историк-краевед Андрей Полевиков в книге «Боровичский край. Православные святыни».
«Троицкий собор в Боровичах строился 27 лет и был торжественно освящён в 1862 году. Фасады его с трёх сторон имели портики с четырьмя белыми высокими колоннами, которые вместе с алтарной апсидой (восточным выступом здания) создавали крещатый план постройки. Собор украшали пять глав с позолоченными крестами. Своды держались на четырех массивных столбах, отделанных под мрамор. Собор имел три престола: главный – во имя святой Троицы, правый – в честь иконы Божией Матери Казанской, покровительницы семьи, левый – первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о древних боровичских храмах. Главный иконостас храма был большой, золочёный, трёхъярусный, искусно выполненны й в классическом стиле по проекту петербургского профессора Академии художеств Ивана Горностаева. Под куполом выделялся образ Господа Саваофа, окружённый ангелами, по откосам – четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Снаружи здания на алтарной апсиде – изображение Троицы, а над входами с северной стороны – образ Богородицы, с южной – «Вход Господень в Иерусалим». С трёх сторон во фронтонах над колоннами выделялась надпись «Бог». 
Новгородские епархиальные ведомости писали в 1909 году, что посетивший собор епископ Тихвинский Андроник был поражен его «красотою, простором и чистотою».

Самородок Ефим Марин
В истории Троицкого собора имя этого человека отмечено особо. Будучи архитектором, Ефим Иванович Марин руководил его строительством четверть века, с самого начала. 
Кроме того, сам расписывал стены собора и писал для него иконы до своей смерти в 1860 году. Умер  от разрыва сердца на лесах почти готового здания. 
Этот удивительный человек, поистине самородок, происходил из крепостных крестьян помещиков Аничковых из деревни Ждани. Его отец Иван Кириллович из дворовых стал приказчиком и был «за верную службу» отпущен на волю. Сын Ефим проявил настолько выдающиеся способности к изобразительному искусству, что был послан в Новгород, на обучение к губернскому архитектору Праве, по проекту которого, кстати, и построен Троицкий собор. В нашем музее хранится аттестат за его подписью с красной губернской печатью: «Дан мещанскому сыну Ефиму Марину в том, что он обучался гражданской архитектуре с 23 мая 1823 года и ... приобрёл познания в сём художестве и поручения мои выполнял с отличным старанием...». По сведениям, собранным директором краеведческого музея С.Н. Поршняковым в 1937 году****,  Ефим Иванович был настоящим самородком, выдающимся художником-иконописцем и градостроителем, создавал проекты иконостасов в окрестных церквях сёл Ждани, Теребня, Юрьево, Кончанское и Видимир (сейчас Хвойнинский район), сам писал иконы для них. Став архитектором города, он создал проект перестройки Успенского собора, есть сведения, что он сам расписывал его стены, работал как позолотчик. Семья Мариных (он женился на боровичанке купеческого звания) была большая, один из сыновей, Фёдор Ефимович, оставил по себе память как благотворитель церквей и монастырей.

НАУЧИ НАС, ПРОШЛОЕ!
28 января 1930 года президиум Горсовета постановляет: «В целях сокращения количества очагов религиозного дурмана использовать храмовые здания (...) для городского театра, книжных киосков и домов безбожников, чтобы удовлетворить возросшие культурные потребности населения» (данные собраны А.П. Полевиковым). Постановлялось снять колокола со всех церквей, разбить их и продать как металл и на эти деньги начать строить городской водопровод. Проект переоборудования Троицкого собора в Дом культуры создаёт инженер С.П. Шишунов: устраивается второй этаж, сцена, зрительный зал с балконом, фойе,  новые железобетонные перекрытия, две пристройки. Уничтожается почти вся роспись (сохранилась лишь часть её на чердаке в оставшихся нижних частях барабана). 
О разрушении собора пишет в своей книге А.П. Полевиков: «Пришедшие в 1930 году  в день Святой Троицы к собору верующие с цветами увидели такую картину. Рабочие, как палачи, одетые в красные рубахи, начали срывать при помощи трактора купола собора. В такую одежду их нарядили местные власти, чтобы придать разрушению революционный характер, а снятию куполов – символ казни самого Бога. Иконы иконостасов пилили и рубили на дрова. Со слезами и молитвой верующие пытались спасти их, подбирая даже частицы…  Работы по переоборудованию храма были закончены 10 ноября 1931 года, к восьмому пленуму Горсовета... В 1935 году, для «благоустройства» центральной части города, разобрали башни каменной ограды собора, кирпич использовали на строительство двух жилых четырёхэтажных домов на улице Подбельского...». 
Недавно Надежда Пожарнова, работающая по заданию епископа Боровичского и Пестовского Ефрема в архиве Великого Новгорода (ГАНО), обнаружила метрические книги собора. В них – записи имён боровичан, венчавшихся, крестившихся и отпетых в Троицком соборе за более чем полувековой срок. Их тысячи, и они говорят о вековом укладе жизни наших предков. Записи прерываются в 1919 году, после декрета об отделении Церкви от государства и установления «записей актов гражданского состояния». Найденные сведения предполагается выпустить отдельной книгой, чтобы потомки могли найти сведения о своих предках и земляках.
Сегодня Троицкий собор восстанавливается. Настоящим историческим событием стала установка барабана и центрального купола собора 12-13 сентября. Храм сразу же приобрёл величие и торжественность, украсив городской пейзаж. 
Многое уже сделано, но ещё больше – предстоит сделать. 
…Великий историк Карамзин говорил в предисловии к «Истории государства Российского», что знание народом своего прошлого может «утишить мятежные страсти». Дай Бог, чтобы история Троицкого собора, по Карамзину, согласила тех, кто «за» и «против» его восстановления. 
 Константин ЯКОВЛЕВ.         

* Например, набережная получила имя городничего Вындомского, отказавшегося быть соглядатаем за сосланным в Кончанское А.В. Суворовым. 
** Он простоял до начала 30-х годов ХХ века, был полностью разрушен, сейчас на его месте проходит  проезд Гагарина, от моста Белелюбского к Весёлому углу.   
*** На Спасской стороне, через реку, установился свой центр, более связанный с развитием промышленности.            
**** Сведения эти С.Н. Поршняков получил от ещё жившего тогда внука архитектора Марина – члена колхоза «Коминтерн» в д. Денесино Михаила Фёдоровича Марина.         

Восстановление
Редакция попросила  настоятеля Троицкого собора протоиерея Алексия Иванова дать информацию о том, на какие средства и кем произведены работы по восстановлению Троицкого собора.
Он сообщил, что  в финансировании подъема барабана, купола и креста участвовали организации и отдельные предприниматели: АО «Боровичский комбинат огнеупоров», Типукин В.С., Чайка К.В., АО «БКСМ», ООО «Салют», АО «Вельгийская бумажная фабрика», ЗАО ПК «Корона», ООО «Мегастрой-сервис», Глездунов В.Л., ООО «Посадский хлеб», а также физические лица и прихожане.
Самую ощутимую помощь в восстановлении храма оказывает АО «Боровичский комбинат огнеупоров». Благодаря его финансированию составлен проект противоаварийных работ, демонтированы потолки и деревянные полы, балконы, каменные перегородки, межэтажные бетонные перекрытия, лестничные марши. Внутреннее пространство храма полностью открыто, можно даже видеть сохранившуюся роспись. Закуплены два отопительных котла и смонтирована котельная. Кроме того, произведена заливка чернового пола.  Расчищена и отсыпана щебнем площадка у собора. Произведены заливка армирующего пояса и монтаж закладных деталей в основании центрального купола на здании собора.
Сложнейшую работу по подъему купола осуществили ООО «СК «Крепстрой»», ООО «Декор Северо-Запад», ИП Чайка  К.В. и ИП Острунский К.В. 

Архитектурный ансамбль: Троицкий собор, колокольня и Введенский собор, 1904-1905 гг. 

Вид на Троицкий собор, наше время
         



Возврат к списку