И дворец, и техникум

28.05.2020
Промышленный бум в России в конце XIX века не обошёл стороной и наш город. В 1877 году была построена железнодорожная ветка Боровичи-Угловка, вскоре слившаяся с ж/д магистралью Москва-Петербург. Закончилась эпоха перевозки грузов по водному пути, проходившему через наш край и бывшему очень важным для экономики России. Веками это занятие кормило местных жителей, но было опасным и нерентабельным в экономическом отношении в сравнении с железной дорогой. Она дала широкий простор для вывоза в Россию и за рубеж продукции огнеупорных заводов Вахтера, чугунолитейного – госпожи Сараевой, многих других возникших в это время местных предприятий. 
Потребовалось много квалифицированных рабочих. Вначале технические ремесленные училища возникали по частной инициативе, а затем подготовку рабочих кадров государство взяло на себя. Появились так называемые императорские низшие технические училища младшего персонала, в том числе Боровичская низшая ремесленная школа на Сенной площади. Она действовала в Боровичах с 1902 года, была с четырёхлетним обучением на 65 человек и готовила помощников  машинистов, слесарей  по  ремонту  паровозов и телеграфистов. 
Здание ремесленной школы, в котором сейчас размещается Боровичский агропромышленный техникум (площадь Володарского, 15), часто в народе зовут Екатерининским путевым дворцом. Это требует уточнения.
В 1772 году «на всех Боровичах», как свидетельствуют документы, не было ни одного «примечательного здания для приема высочайшей гостьи» Екатерины ІІ, которая пожелала осмотреть инженерные работы, произведенные на Мстинских порогах. 
На выручку боровичских заправил явился из Петербурга купец Гутуев. Он возвёл Путевой дворец очень быстро, но императрица посетила Боровичи только в 1785 году. Она приплыла на барке до Опеченского Посада, а из него въехала в город в карете. По случаю приезда высокой гостьи местные власти организовали шумное торжество, закончившееся обедом в Путевом дворце. После визита Государыни некоторое время в этом доме Гутуев содержал контору по делу акцизно-откупного акционерства, а в дальнейшем оно пустовало. В 1834 году «дворец» был передан в казну г. Боровичи с разрешения Николая І. На его месте за 1857-59 гг. под руководством архитектора Славянского и по проекту архитекторов Марина и Щедрина было выстроено новое здание для Духовного училища – то, которое существует сейчас. Оно было редкостным по тому времени, самым красивым в городе. 
В 1917-м году ремесленное училище было реорганизовано в техническую школу ІІ ступени и открыто 15 октября 1919 года. в бывшем здании Духовного училища. Шла Гражданская война, не хватало топлива, света, учебников по всем предметам, мастерские не удовлетворяли нужным требованиям, не было ни общежития, ни стипендии. Но обучение шло с большим духовным подъемом и стремлением строить новую жизнь! Вскоре началось становление советской промышленности края, что видно по сохранившимся сведениям о выпускниках: за несколько лет техшкола подготовила 147 мастеров-механиков, слесарей, трактористов-механиков, слесарей по ремонту и настройке вязальных трикотажных станков. В 1930 году техшкола стала школой фабрично-заводского ученичества – ФЗУ, расширила список специальностей и количество выпускников до тысячи человек! Через два года она переходит в ведение Ленинградского авторемпромсоюза. База училища – механический завод № 12. В 1939 году в ФЗУ открыт вечерний техникум по подготовке мастеров по ремонту текстильных машин. Появилось общежитие...
(Окончание читайте в следующем номере газеты).

Здание агропромышленного техникума – одно из старейших в области

Возврат к списку