Елена писарева: «Я работаю для людей»

27.04.2023
На протяжении полутора лет Елена Писарева представляет интересы Новгородчины в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Какие проекты удалось реализовать и каковы планы на будущее – 
читайте в интервью

– Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, о работе сенатора Российской Федерации. В чем она заключается?
– Моя работа как сенатора строится сразу по нескольким направлениям: работа в рамках комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и работа в составе комиссий Совета Федерации. Их две: парламентская Комиссия Федерального Собрания РФ по расследованию деятельности биологических лабораторий на Украине и Комиссия Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации: организация и проведение «круглых столов» по профильным темам, участие в иных совещаниях, мероприятиях Совета Федерации и, конечно же, работа в Новгородской области! Расскажу подробнее о каждом из этих направлений.
В ведении Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре множество вопросов. Среди самых важных направлений хотелось бы особо отметить изменения, внесенные в наш базовый федеральный закон «Об образовании». 
Во-первых, в закон внесены поправки, исключающие понятие «образовательная услуга». Такая инициатива была разработана депутатами и сенаторами во главе с Андреем Турчаком во исполнение поручения Президента по итогам Президиума Госсовета. Как вы знаете, по моей инициативе был создан экспертный совет педагогических работников в Великом Новгороде, экспертный совет педагогов и студентов в Боровичах. И как раз этот вопрос мы рассматривали на экспертном совете, который проходил в Великом Новгороде. Сами педагоги считали, что формулировка «услуга в образовании» не отвечает высокой роли учителя, его миссии в обучении и воспитании школьников. Поэтому внесенные в законодательство изменения – это далеко не единственный, но необходимый шаг, направленный на повышение престижа труда учителя. 
Также наши учителя из Боровичей неоднократно ставили вопрос о том, чтобы при переезде из одного региона в другой, переходе из одной школы в другую дети обучались по тем же образовательным программам, что и ранее. Такой закон был разработан и одобрен Советом Федерации. В России создается единое образовательное пространство. Качественное образование становится доступным для каждого ребенка. Законом вводится понятие федеральной основной общеобразовательной программы и новый порядок разработки единых учебников для школ. 
Во время обсуждения данного закона на заседании комитета заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева заверила нас, что положения закона не станут препятствием для углубленного изучения школьниками различных предметов. Кроме того, предусмотрен пятилетний переходный период на новые учебники, разработанные в соответствии с новыми правилами.
Экспертный совет педагогических работников Боровичей ставил передо мной вопросы организации летней практики для студентов. По итогам визита в лагерь «Артек», организовала работу по заключению договоров между Боровичским педагогическим колледжем и «Артеком». Благодаря этому студенты педагогических специальностей получили возможность работать вожатыми в «Артеке» летом 2022 года и смогли зачесть эту работу как педагогическую практику.
Также неоднократно мы говорили о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Такой закон в нашей стране принят и действует. Но сейчас в него внесены изменения. Теперь оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам могут студенты, проучившиеся не менее половины срока и не имеющие академической задолженности. Прием граждан будет проводиться в юридических клиниках при вузах.
Представляла на комитете закон о налоговых льготах для предприятий, которые помогают школам. Этот закон позволяет организациям, которые платят налог на прибыль, получить налоговый вычет в том случае, если в течение года они вкладывали деньги в развитие региональных образовательных организаций. Таким образом, большее количество предприятий сможет помогать нашим школам, колледжам и вузам. 
Также, возвращаясь в недавнее прошлое, мы даем право нашим образовательным организациям создавать учебно-производственные комплексы. Докладывала этот закон на пленарном заседании. Наши студенты смогут практиковаться в будущей профессии, в том числе выпускать реальную продукцию или оказывать услуги по профилю реализуемых ими образовательных программ. Также образовательные организации смогут оказывать содействие в трудоустройстве своим студентам. Например, направлять их на работу в свои же структурные подразделения, созданные для практической подготовки обучающихся. 
Это только малая толика законов, которые мы рассматриваем, но рассказать обо всех законах просто не хватит времени.
Также я работаю в составе комиссий Совета Федерации. Это парламентская Комиссия Федерального Собрания РФ по расследованию деятельности биологических лабораторий на Украине и комиссия Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации. 
В состав комиссии по расследованию деятельности биологических лабораторий на Украине входят депутаты Государственной Думы и сенаторы Российской Федерации. Сопредседателем комиссии со стороны Совета Федерации является заместитель Председателя Совета Федерации Константин Косачев. За этот период мы с коллегами с участием высококвалифицированных экспертов из Минобороны и МИДа изучили ситуацию в сфере биологической безопасности наших граждан. Вскрылись страшные факты. Биолаборатории под эгидой США, пользуясь лазейками в международном законодательстве, работают во многих странах, в том числе на Украине. Фактически создают биологическое оружие, опасное для всего человечества. Буквально на прошлой неделе были подведены итоги большой кропотливой работы. Итоговый документ одобрен. Теперь он подлежит дальнейшему рассмотрению и утверждению обеими палатами парламента, после чего будет доведен до сведения широкой общественности.
Работаю в составе комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации, которую возглавляет член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Пушков. Вам, наверняка, знакома его передача «Постскриптум». В текущей политической ситуации вопросы, которыми занимается комиссия, приобретают особое значение. 
Являясь представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти Новгородской области, в своей работе я активно взаимодействую с губернатором и правительством Новгородской области, депутатами Новгородской областной Думы, территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, с жителями нашего региона, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями. Традиционно принимаю участие в заседаниях Новгородской областной Думы.

– До Совета Федерации и Новгородской областной Думы Вы работали с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Эта тема Вам по-прежнему близка? Расскажите подробнее о направлениях, которые развиваете.
– Категория детей-инвалидов для меня особо значима. Неслучайно тема инклюзивного образования находит отражение в тех круглых столах, которые я организовываю и провожу как в Совете Федерации, так и на площадках ведущих московских вузов. 
Например, на площадке Института детства Московского педагогического государственного университета провела круглый стол на тему «Ресурсы и перспективы модернизации программ подготовки кадров для системы образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Обсудили актуальные вопросы в сфере подготовки и переподготовки дефектологов и педагогов, вопросы модернизации существующих образовательных программ, организации воспитательной деятельности, практической и вожатской подготовки, подготовки научно-педагогических кадров в области коррекционной педагогики. Подробно остановились на рассмотрении различных моделей образовательных программ, которые предполагают получение диплома с двумя квалификациями. 
Вопросы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, также обсуждались в Совете Федерации.
Провела круглый стол по вопросам профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. По итогам обсуждения за основу приняли проект решения, нацеленный на совершенствование вопросов профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
Вопросы развития инклюзии в высшей школе, а также в учреждениях дошкольного, школьного и среднего профессионального образования обсуждались и на площадке Московского государственного психолого-педагогического университета. Здесь ребята овладевают профессиональными навыками для будущей своей работы. Многие, ещё будучи студентами, работают на серьезных предприятиях, которые занимаются разработкой программного обеспечения, другие – успешно реализуют себя в области мультимедиарежиссуры, психологии.
Главная задача – это обеспечить востребованность молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, их трудоустройство. Дети, обучавшиеся в инклюзивной среде, это уже доказано, более успешны профессионально. Есть специальные программы, методики, то есть база, на которой нужно строить работу в наших регионах. Этот процесс идет при участии специальных педагогов, которые не только помогают детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении общеобразовательной программы, но укрепляют их физическое и психологическое состояние. Но для этого нужны квалифицированные кадры. Их сейчас готовят в университетах, но не все после окончания идут работать по профессии, поэтому дефицит таких специалистов огромен.
Для решения этой проблемы необходимо разработать комплекс мер по модернизации системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся. Для выработки конкретных решений я предложила создать отдельную секцию «Инклюзивное и специальное образование» в рамках Экспертного совета при Комитете СФ по науке, образованию и культуре. В его состав вошла представитель Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Виктория Клыпутенко.
Не секрет, что особым детям практически закрыт доступ в детские оздоровительные лагеря. Чтобы решить проблему, нужен комплексный подход специалистов здравоохранения, образования, социальной сферы. В учреждениях детского отдыха должна быть обеспечена доступная среда, а педагогический персонал должен обладать знаниями для воспитания и общения с этой категорией детей. 
Вопросы организации оздоровления и отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью мы обсуждали на инициированном мной заседании круглого стола совместно с Палатой молодых законодателей при Совете Федерации в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете. На заседании нашего Комитета также рассматривался проект федерального закона об обеспечении инклюзивного отдыха детей-инвалидов и детей с ОВЗ в организациях отдыха детей и их оздоровления. Концепция законопроекта была поддержана сенаторами. Однако законопроект нуждается в доработке. Считаю, необходимо дать право регионам самим определять размер квоты, которая будет выделяться для инклюзивного отдыха детей-инвалидов в оздоровительных лагерях.
Тема инклюзии требует межведомственного взаимодействия сфер образования, здравоохранения и социальной защиты. Это направление я планирую курировать в течение всего срока полномочий. 

 – Как Вы продвигаете интересы региона в Совете Федерации?
– С 14 по 16 ноября 2022 года в Совете Федерации прошли Дни Новгородской области. В период весенней и осенней сессий совместно с губернатором, правительством региона, председателем и депутатами Новгородской областной Думы была проведена большая подготовительная организа­ционная работа.
 В мероприятиях Дней Нов­городской области в Совете Федерации приняли участие губернатор Новгородской области Андрей Сергеевич Никитин, председатель Новгородской областной Думы Юрий Иванович Бобрышев и депутаты, члены Правительства Новгородской области. Наиболее важные темы развития Новгородской области и проблемные вопросы, требующие решения на федеральном уровне, были рассмотрены с участием представителей региональных органов государственной власти на расширенных заседаниях трёх комитетов Совета Федерации. Тема формирования в Новгородской области современной инфраструктуры в сфере образования обсуждалась на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. На расширенном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике были рассмотрены актуальные вопросы строительства социальных объектов на территории и Новгородской области, а развитие инфраструктурных объектов на территории Новгородской области обсуждалось на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. 
В рамках Дней региона в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была развернута историко-документальная выставка «Знать и помнить», рассказывающая о Новгородской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Рада, что получилось рассказать о Боровичах ­– городе трудовой доблести.
На 533-м заседании Совета Федерации состоялся «Час субъекта Российской Федерации». Об актуальных вопросах строительства социальных объектов и развитии инфраструктурных объектов на территории Новгородской области доложили Андрей Никитин и Юрий Бобрышев. Сенаторы обсудили и приняли проект постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Новгородской области». 

– Расскажите о важных, на Ваш взгляд, проектах, которые удалось реализовать.
– Стараюсь, чтобы все проекты Совета Федерации были реализованы в Новгородской области. Так, летом 2022 года состоялся российско-белорусский проект «Поезд Памяти», организованный Советом Федерации. 200 школьников из разных городов России и Беларуси отправились в двухнедельное путешествие по городам, где в годы Великой Отечественной войны шли тяжелые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Одной из точек их маршрута стал Великий Новгород.
В проекте приняли участие трое школьников из Хвойнинского района. Я работала со всеми ребятами на участке пути из Москвы в Великий Новгород. В областном центре участников проекта встретил губернатор региона Андрей Никитин и ветеран Великой Отечественной войны Василий Степанович Крестьянинов. В этом году «Поезд Памяти» вновь отправится в путь. Поездка пройдет с 20 июня по 6 июля.
Несколько слов хочется сказать и о нашем женском движении. Оно набирает обороты, появляются новые общественные объединения. Так, на базе Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого создан Союз новгородских женщин-ученых. Также создана организация «Женское молодежное лидерство». В марте состоялся пятый областной женский форум, где были представлены лучшие наши практики и наработки.
Что дают эти мероприятия? Множество инициатив, перерастающих в добрые дела! Приведу только один пример: на областном родительском форуме прозвучало предложение – сделать дополнительный оплачиваемый выходной для родителей школьников. Губернатор поддержал эту инициативу, ее рассмотрела трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, и в нашей области появилась новая мера соцподдержки для семей.
Конечно, основные наши усилия направлены на оказание помощи мобилизованным новгородцам, находящимся в зоне проведения специальной военной операции, и членам их семей. Совместно с представительницами общественных организаций формируем и отправляем гуманитарные грузы новгородским военнослужащим и мирным жителям Донбасса, в том числе одежду, спальные принадлежности, медикаменты, инструменты и прочее.
Президент подписал Указ о создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Этот вопрос мы рассматривали на заседании Комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» под руководством губернатора области Андрея Сергеевича Никитина. 
Рада, что мне удалось активно включить Новгородскую область еще в один очень важный, патриотический проект Совета Федерации. По поручению Валентины Ивановны Матвиенко в феврале 2022 года в Совете Федерации подвели итоги Всероссийского конкурса детского рисунка, посвящённого 80-летию создания «Дороги жизни». В нем приняли участие школьники из 32 регионов России. Из 400 рисунков было выбрано 20 лучших. Сенаторы решили, что конкурс среди школьников будет продолжен, а лучшие работы 2022 года продемонстрируют в регионах России. 
Организовала проведение выставки победителей работ Всероссийского конкурса детского рисунка «Дорога жизни», посвященного 80-летию прорыва блокады Ленинграда по всей Новгородской области. Торжественно открыла эту выставку в Чудово, Малой Вишере и Великом Новгороде. Символично, что 27 января, в День полного освобождения Ленинграда от блокады, выставка открылась в боровичской школе № 8.
Всегда радуюсь успехам наших детей. Более двухсот ребят из Новгородской области приняли участие в конкурсе детского рисунка, посвященного 80-летию прорыва блокады Ленинграда. Около 30-ти работ поступили на конкурс из Боровичей, 5 из них вышли во второй этап конкурсного отбора Всероссийского конкурса детского рисунка «Жизнь, деленная на граммы» (за такое название проголосовали участники). Очень понравились «Лечение раненых солдат» Стрельцовой Светланы и «Блокада Ленинграда» Румянцевой Елизаветы. А вот в финал от Новгородской области попала только одна работа «Эвакуация» Василисы Алёшиной. Я уверена, всё у наших ребят еще впереди.
В ведении нашего Комитета находится и сфера культуры. Я занимаюсь помощью музыкально-драматическому театру имени Марка Бровуна из Донецка, в популяризации спектакля «Я Zнаю праVду». 
Рада, что получилось привезти к нам Донецкий музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна – это была огромная работа. Спектакль «Я Zнаю праVду» рассказывает, как всё начиналось там, на Донбассе, тогда, когда мы ещё ничего не знали об этом. Повествование ведут актеры – жители Донецка. В рамках 5-го областного женского форума 2 марта спектакль был показан в Великом Новгороде, а 3 марта – в Старой Руссе. Уже сейчас прорабатываю с Росконцертом гастрольный тур этого спектакля на новый театральный сезон, который стартует в сентябре. Очень важно, чтобы наши молодые люди через эту театральную постановку увидели и ощутили, что на самом деле происходило на протяжении 8-ми лет на Донбассе и для чего проводится специальная военная операция.

– Поделитесь, пожалуйста, своими планами на ближайшее будущее.
– Это период очень активной работы. И началась она ещё в конце прошлого года. Нашим женским активом мы начали собирать гуманитарную помощь для ребят, которые находятся в зоне СВО. Огромная благодарность всем общественным организациям, школам, детским садам, больницам – их действительно очень много. Это первое.
Второе. В экспертном совете Комитета по науке, образованию и культуре создана секция по инклюзивному и специальному образованию. Я уже провела ряд круглых столов с участием ведущих московских вузов, чтобы увидеть, как готовятся кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Сейчас мы будем продолжать эту работу уже в рамках созданного Комитетом экспертного сообщества. Кроме того, нужно проводить не только реабилитацию, но и обучение, переобучение ребят, которые вернутся из зоны проведения СВО. Это очень важный вопрос.
В июне у нас, на новгородской земле, пройдет выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Есть ряд вопросов, которые хочется решить. И ещё обязательно буду приглашать людей, чтобы показать новгородскую историю и культуру – это важно для меня. Очень хочу, чтобы все понимали, что значит Новгородчина в истории нашей страны и откуда пошла земля русская. 
Это планы только на ближайшее время. Уже сейчас, не только в Совете Федерации, но и на площадках крупнейших московских вузов ведём большую работу по развитию инклюзивного образования, проводим круглые столы с участием наших специалистов, новгородцев. Дальнейшая повестка будет ещё более насыщенной. И ещё отмечу, что постоянным приоритетом в моей работе являются люди, я работаю для людей. Всегда стараюсь помочь в решении различных вопросов.

На встрече со студентами боровичского педколледжа

На торжественной линейке в седьмой школе

 На открытие стелы «Боровичи – город трудовой доблести»

Возврат к списку