ЭКСПЕРТИЗА – ДЕЛО ТОНКОЕ

18.11.2016

Лабораторные исследования показали…

  31 августа лаборатория Новгородавтодора по договору с Центром по работе с населением сделала вырубки из верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на путепроводе по улице Ржевской и провела лабораторные испытания. По итогам испытаний главный специалист производственной лаборатории составил протокол, согласно которому исследуемое полотно отвечает критериям качества, установленным ГОСТом 9128-2009 и СНиПом «Автомобильные дороги» (строительные нормы и правила) по средней плотности, водонасыщению, коэффициенту уплотнения, прочности сцепления слоев покрытия. Вместе с тем из Приложения к протоколу следует, что зерновой состав исследуемого асфальтобетона не соответствует требованиям ГОСТа 9128-2009 для мелкозернистой плотной смеси типа А. 

  Аналогичные выводы о несоответствии асфальта на путепроводе требованиям ГОСТа по зерновому составу содержатся и в протоколе испытаний
№ 668/1 от 02.09.2016 года, выполненных лабораторией ОАО «Асфальтобетонный завод № 1» Санкт-Петербурга.

Однако…

  Однако ещё в 2006 году СоюзДорНИИ (ведущий научно-исследовательский институт в области строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, мостов, тоннелей и аэропортов) в письме с исходящим №195/1-17к изложил свою позицию по поводу достоверности определения свойств уже эксплуатируемого асфальтобетона (не асфальтобетонной смеси).

  Так, нормы ГОСТа 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (технические условия)», на соответствие которым и проверяли образцы асфальта из вырубок на виадуке, разработаны для контроля качества асфальтобетонных смесей, принимаемых и отгружаемых заводами на стадии строительства, а не на стадии длительной эксплуатации покрытия в течение года, как в нашем случае.

  В ГОСТе 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний» прямого запрета на испытания образцов из вырубок нет. Однако следует иметь в виду, что доверительная вероятность оценки таких показателей значительно ниже, нежели при оценке асфальтобетонных смесей. А потому, как утверждает СоюзДорНИИ, результаты испытания образцов из вырубок, в отличие от испытаний асфальтобетонной смеси, не могут дать объективную оценку, которая могла бы служить браковочным признаком.

  Своё утверждение СоюзДорНИИ обосновывает тем, что в процессе транспортировки асфальтобетонной смеси и дальнейшей её укладки происходит неоднородное распределение щебня, а при уплотнении покрытия катками – дальнейшее его дробление. Измельчается щебень и в процессе вырубок бурильной установкой (в зоне опиленных граней). Все эти факторы влекут за собой расхождение в содержании щебня в вырубках и смеси до 20%.

  Согласно ГОСТу 12801-98 (п. 4.2.) к показателям, которые возможно определить, используя вырубки, относятся: пределы прочности, средняя плотность, водонасыщение, набухание и коэффициент уплотнения. По всем этим критериям асфальт на виадуке соответствует ГОСТу, что и отражено в протоколе лаборатории Новгородавтодора.

   Вывод: зерновой состав смесей из кернов (вырубок) не исследуется.

 


Возврат к списку