Дороги 100 лет назад

16.01.2020
В Боровичском музее истории (Дом Шульгина) сохранилось любопытное исследование дорог и дорожной службы города и района начала 20-х годов ХХ века. Вот что пишет участник инвентаризации автогужевых дорог (название того времени) кандидат технических наук В.Н. Коковин. 
Асфальтобетонных дорог не имелось вообще. Булыжным камнем замощены были только часть центральных улиц – Екатерининская (Коммунарная), Сиверская (Кузнецова) и Пушкинская с расположенными между ними переулками. Плюс ещё – набережная Мсты и небольшой участок у райвоенкомата на Гоголя. Остальная проезжая часть, как пишет Коковин, представляла собой грунтовое покрытие с тротуаром из досок и горбылей с открытыми и не везде имеющимися канавами. «В период дождей и таяния снега невозможно не только проехать, но и трудно добраться до дома, особенно в темное время».
Дороги района (тогда – округа, в который входили мошенские, хвойнинские, бологовские дороги) лишь на въездах в Боровичи имели булыжное покрытие – всего на несколько километров, исключение составлял участок от Пристани до Волгина. На них колёса повозок, въезжая в город, очищались от глины и грязи, прихваченной в дальних краях, и не пачкали улиц. Валдайский тракт покрывал щебёнчатый слой. До Крестец дорога была уложена торцовой мостовой из осиновой шашки, срезанные на 20 см и уложенные торцами брёвна…
Эксплуатация оставляла желать лучшего – почти 400 км дорог округа обслуживал единственный дорожный участок, помещавшийся в подвальчике одного из старых боровичских домов и насчитывавший 15 рабочих, один паровой и несколько конных чугунных катков. По словам Коковина, для перевозки камней и грунта нанимали местных крестьян с телегами, грабарками, тарантасами и линейками, использовали иногда и танки с прицепом-ключником. «Ни одного трактора не было, да и вообще в Боровичах грузовых и легковых машин насчитывались единицы – на заводах. Они стояли в гаражах большую часть года из-за бездорожья». 
В годы советской власти дороги Боровичей и района качественно улучшились. Их модернизация, строительство и обслуживание за 70 лет составляет богатую и поучительную историю, о которой наш рассказ в следующих публикациях.
Константин ЯКОВЛЕВ.

Булыжная мостовая перед торговыми рядами (ныне – здание универмага), начало ХХ века

Возврат к списку