Быль о "Былине"

24.12.2020

Как это было?


Первым руководителем и организатором оркестра русских народных инструментов стал Анатолий Митрофанович Коняхин. В 2008 году он начал формировать ансамбль. Вышел на льготную пенсию со Школы искусств, где работал последние 12 лет, и по настоянию директора Дома народного творчества Веры Николаевны Муратовой перешёл работать в её коллектив. Собственно, с этого времени и начал формироваться состав оркестра народных инструментов «Былина».
– Ходил по школам, разговаривал с детьми, с родителями. Через мои руки прошли порядка ста ребятишек. Через полгода сформировался костяк из 20-22 детей. А вскоре мы получили звание «Народный», – вспоминает Анатолий Митрофанович.
Оркестр пополнился и взрослыми музыкантами, из которых был создан отдельный ансамбль. Самому старшему на ту пору Юрию Николаевичу Матырину было 76 лет, младшему, Ване Туманову – 8 лет.
Концертов коллективы давали много, объездили практически всю область, постоянно выступали в Новгороде на Ганзейских праздниках. Культура финансировалась слабо, но на поездки удавалось находить средства. В репертуаре была самая разная музыка: и русская народная, и эстрадная, и классическая.
А в 2012 году Вера Николаевна организовала поездку в Москву на всероссийский конкурс русских народных инструментов. Незабываемая была поездка. Коллектив подготовил «Персидский марш» Иоганна Штрауса, «Грёзы любви» Ференца Листа. Из столицы коллектив привёз кубок и диплом третьей степени.
Анатолий Митрофанович – опытный музыкант. В Боровичи он попал по распределению после окончания Ленинградского института культуры, его профессия – дирижёр оркестра русских народных инструментов. Всю жизнь остался верен ей. До института была учёба в Гомельском музыкальном училище им. Соколовского. Хотя много раз у него была возможность поменять профессию на более денежную. Но музыка всегда перевешивала, и он ни разу не пожалел об этом.
– Почему наш оркестр можно считать уникальным? Судите сами. В этом году разговаривал с преподавателями Новгородской музыкальной школы, так вот, на баян, как они сказали, никто не пришёл. В основном идут на классические инструменты – фортепиано, скрипку, что очень печально, – отметил музыкант.
Из оркестра уйти его заставила болезнь в 2013 году. После операции он получил инвалидность нерабочей группы. То есть, или снимай инвалидность и работай, или не работай, уходи. Таков закон в бюджетных организациях. Впрочем, Анатолий Митрофанович не исключает, что вернётся в музыку, а пока его единственные ученики – родные внуки.
Вскоре после его ухода стал меняться состав ансамбля, дети выросли, разъехались кто куда. Самым стойким оказался взрослый коллектив. Им уезжать куда-то нет нужды, а вот нужда в общении осталась. Всех их объединяет любовь к музыке.

А что сейчас?


Нынешний руководитель оркестра  Борис Яковлев говорит: «Живая музыка сейчас не в почёте». 
Ансамбль, который носит звание «НАРОДНЫЙ», живёт сам по себе. Возраст музыкантов – от 60-ти лет. Самому старшему, Владимиру Николаевичу Чистякову – 85 лет. В прошлом  – командир боевого корабля, капитан первого ранга, самостоятельно выучил ноты и научился играть на баяне.
Самое печальное то, что ансамбль лишён возможности давать концерты. Он не выездной, потому что выехать не на чем в буквальном смысле слова.
– Предлагал неоднократно проехать по школам, дать концерты, но денег у нашей «культуры» нет ни на автобус, ни на бензин. Нет денег даже на струны, чтобы заменить на инструментах, они все у нас с советского времени! Сейчас у нас три домбры висят, и только одна со струнами. Если придёт какой-то ребёнок играть, мне просто не на чем его учить.
Последний концерт мы дали в детской музыкальной школе. Попросили преподаватели выступить. А как инструменты, пульты перевезти? Автобуса нет, и никто не даёт.
– Словом, мелкий инструмент и пульты перевезли на своих машинах участники ансамбля, а контрабас и балалайки предоставила музыкальная школа, – говорит Борис Алексеевич.
В таких условиях, когда музыкант лишён возможности показать своё мастерство перед зрителями, трудно привлечь молодёжь. Хотя музыканты готовы любого желающего бесплатно обучить нотной грамоте, научить играть на инструментах. Причём на высоком уровне, ведь звание «Народный» даётся не каждому коллективу.
Кстати, три года назад коллектив подтвердил это высокое звание. Денег на автобус, чтобы выехать в Новгород, как обычно, не нашлось. Предоставили запись по видео.
– Печально, что живая музыка у нас не в почёте. Сейчас модным стало пение под караоке. Неграмотные певцы, они считают, что включил фонограмму и можно петь, но нот не знают и не желают знать. Им дорога открыта, а нас, кто делает живую музыку, на сцену не пускают, на концерты не приглашают, – говорит руководитель.

О нынешнем руководителе оркестра


Борис Алексеевич всю жизнь живёт в Боровичах. В 1980-м году закончил музыкальную школу. Поступил в Новгородское музыкальное училище по баяну. В 1984-м году после окончания по распределению полгода работал в Марёво директором сельской музыкальной школы. Дальше – армия.
После армии его пригласили в духовой оркестр к Малышеву Анатолию Павловичу играть на тубе. Два года поиграл и вернулся в Боровичи. 
Устроился в педагогическое училище. Преподавал музыку. В те годы все студенты обязаны были владеть музыкальным инструментом.  
По настоянию директора училища получил высшее образование, учился по направлению в Вологде. Но поработать толком после окончания не удалось. Вернулся и наступил переворот.
В Боровичах до перестройки было пять оркестров, а в Новгороде – почти пятьдесят. После не осталось ни одного. Наш ансамбль – единственный на весь город, где играют люди по нотам. 
– Музыкантов всех выгнали за ворота, студенты педучилища перестали учиться музыке, –  вспоминает Борис Алексеевич. – Что делать? Работы нет. В детдоме образовалась вакансия преподавателя дополнительного образования. Отработал там несколько лет. Учил детей-сирот играть на гитаре, на баяне. Женился, ребенок родился. Нашёл место, где платили больше.
Устроился на комбинат огнеупоров оператором котельной. Пять лет там отработал. Но тяга к искусству пересилила. Хотя здесь и меньше платят, но работа по душе. Перешёл в Прогресский сельский Дом культуры аккомпаниатором ансамбля «Сударушки». И сейчас там работаю на основной работе, – рассказывает свою историю нынешний руководитель оркестра. 
В 2013 году его попросили заменить Коняхина Анатолия Митрофановича, где работает по совместительству. И сетует, что дети не приходят. 
– Хотя мы постоянно вывешиваем объявления: «Принимаются дети в народный ансамбль с 
обучением нотной грамоте, игре на инструменте совершенно бесплатно», желающих нет, – говорит Борис Алексеевич.

О музыкантах


После 70 лет сложнее усваивать материал, но, тем не менее, они ходят на занятия, не пропускают, учат новый репертуар.
Пандемия оркестр сильно подкосила. Пять месяцев коллектив не занимался, значит, пять месяцев ансамблю требуется для восстановления, чтобы наработать прежние навыки.
А ещё музыкантам Народного оркестра обидно, что их незаслуженно забыли.
– Обидно что? Музыкантам Народного ансамбля всем за 70 лет, за 80. И никто ни один раз не удосужился поздравить с Днём пожилых людей, – говорит Валерий Назарович Скоробогатько, который до пенсии играл в духовом оркестре.
Антонина Николаевна Катченко не играла 50 лет, и снова за-
играла, влившись в этот ансамбль. Ансамбль для неё – и общение, и отдушина.
Самый молодой музыкант – Искандер Акрамов. В оркестр пришёл сам. Ему 14 лет, ноты выучил за считанные дни. Вначале научился играть на домбре, потом на баяне.
Еще один музыкант, Евгений Петрович Шведченко, приезжает из Мошенского. Полковник-топограф.
Кстати, Боровичи всегда славились обилием народных инструментальных коллективов. В 20-е годы в городе была балалаечная фабрика. При ней был оркестр народных инструментов. 
Был оркестр и в педучилище, Виктор Шувалов в Доме учителя вёл детский ансамбль…
Сейчас об этом у музыкантов остались только воспоминания. Они всеми силами пытаются сохранить оркестру звание «Народный» и пополнить свои ряды молодыми музыкантами. Но без помощи извне вряд ли это удастся сделать.
Очень надеемся, что в Новом году у нашего уникального оркестра появятся новые возможности.

Елена ЗИМИНОВА.

Первый состав оркестра (Из архива Коняхина)

Нынешний состав оркестра

Анатолий Митрофанович Коняхин

Борис Алексеевич Яковлев




Возврат к списку