БЕЛЫЙ ХРАМ НА СКЛОНЕ (К 200-летию Любонской церкви)

24.12.2020
С незапамятных времён освящала церковь на холме над озером эти старинные места с целым ожерельем дворянских усадеб. На церковном кладбище покоятся помещики Качаловы – её главные строители, известные тем, что один из их рода был управляющим имения А.В. Суворова. Здесь могилы Путиловых, Чеглоковых, Бутаковых, известных коннозаводчиков Зотовых и других представителей русских дворянских родов, прославивших Россию воинскими и гражданскими подвигами. Под их руководством местные крестьяне из века в век осваивали нашу нелёгкую для плодородия землю, с трудом отвоёвывая её от необъятных лесов и болот.
Исторические сведения говорят о трудолюбии и высокой культуре местных жителей. Староста храма с 1894 года, крестьянин Фёдор Самсонов, был награждён серебряной медалью «За усердие». В церковной библиотеке было около трёхсот томов книг, действовали  церковно-приходские школы в местных деревнях. В храме служили в разные годы священники с известными духовными фамилиями: Краснопевковы, Дивовы, Ставровские, Скородумовы. Сын одного из первых настоятелей Тихвинской церкви, протоиерея Андрея Сперовского, Николай (в монашестве Димитрий) стал архимандритом, ректором Новгородской духовной семинарии и автором книг по древнецерковному искусству. Кстати, в Любонском храме, как особые святыни, хранятся иконы XIV века новгородской школы живописи (вернее, их точные копии, подлинники были изъяты при закрытии храма и находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге), а также большой каменный средневековый крест – свидетель жизни первых христиан на этой земле.
История храма и округи интересна, богата, но малоизучена. Совсем недавно научный сотрудник Боровичского музея истории Андрей Игнатьев перевел и передал храму расшифрованный текст писцовых книг 1582 г. Белозерской половины Бежецкой пятины о Любонском погосте.  Из книг известно, что во времена Ивана Грозного храм и погосты были разорены, но, к счастью, сохранились названия некоторых из них, а также фамилии их владельцев: «Ташлык Вьялицын сын Ефимьев и его сын Крик  – деревни Орлец, Соколово и Высоко; Юрий Есипов сын Тютчев  и его внуки Чулан да Чердак Кузмины – дети Тютчевы» (к этому роду принадлежал и известный поэт Фёдор Тютчев) – деревни Любони и Сорокино (они есть и сейчас); Григорий Бачманов, потомки которого будут владеть землями Любонского погоста на протяжении нескольких веков...
Терпеливо и настойчиво собирает сведения об истории места настоятель церкви, протоиерей Валерий Дьячков. Он установил дружеские связи с потомками Зотовых и Качаловых, живущими в Москве и Петербурге. Они подарили храму книги и воспоминания об истории своих родов, снимки из семейных архивов. 
Идёт труднейшая работа по очистке старинного кладбища от плотно разросшегося кустарника, открываются заброшенные плиты, старинные обелиски с именами, многие из которых предстоит узнать. В этой работе помогают ученики Кончанской школы, но труда так много, что требуется помощь!
О советском периоде церкви известно, что она была закрыта богоборческой властью в 1937 году. Её священнослужители, как и клир церквей округа (в Сопинах, Кончанском, Осиновце, Старухине), оказались в тюрьмах и ссылках, некоторые были расстреляны. Много лет в храме был колхозный склад, затем он стоял заброшенным и сильно разрушился. В 1996 году церковь возвращена  верующим.
...Сегодня Любонский храм своим благолепием привлекает многих прихожан и паломников, будто и не было гонений и запустения. Усилиями многих и многих людей, прежде всего настоятеля отца Валерия, храм благоукрасился, в нём образовалась крепкая община, идут регулярные службы, продолжается дело его дальнейшего восстановления.
Иконы для обновлённого храма писали известные московские иконописцы... Недавно приезжал церковный художник Владимир Куликов из Санкт-Петербурга, делавший росписи в старых нишах здания. На фоне опустевших деревень этой земли, заброшенных, покосившихся изб, восстающая из небытия Тихвинская церковь – лучик надежды на возрождение! Одна из двух сохранившихся приозёрных усадеб – Орлец – приобретена несколько лет назад большой дружной семьёй Куприяновых. И сейчас проведены серьёзные работы по её восстановлению. Дом и часть парка на берегу освободились от поздних пристроек и зарослей и предстали в первоначальной красоте. (Вторая усадьба на другом берегу ждёт своего хозяина...).
Это радует и местных жителей. Вот что говорит прихожанин храма Александр Желобков, коренной житель Удина, 33 года возглавлявший местную сельскую администрацию:
– Здесь, в Тихвинской церкви, душе хорошо и тепло. Мы с женой Ириной  каждый воскресный день на службе, я пою в хоре, она – свечница. Привлекает братское отношение друг к другу, взаимопомощь, сплочение в заботе о чистоте и красоте церкви. Приезжают сюда из Боровичей, а летом – и дачники из Москвы и Петербурга, которых каждый год встречаем как родных. Я, пожалуй, один остался из коренных, чьи предки окормлялись в этом храме. Здесь венчалась моя бабушка, здесь упокоились мои родственники – дядя и две тети. Как-то задумался о предках: они, наверное, строя этот храм, надеялись, что мы, их потомки, будем верными его прихожанами, будем жить с Богом... Уверен, что с возрождением храма начнётся и широкое возрождение жизни в  наших краях.
Константин ЯКОВЛЕВ, певчий Тихвинской церкви.


Возврат к списку