СВОЯ ИВЕРИЯ

25.04.2014
Помыкавшись без постоянной работы около года в Грузии, где в конце 80-х уже начинали наводить страх националисты, Наврез с молодой женой и грудной Тамрико с потоком беженцев вернулись в Россию. И стали строить свой дом на краю деревни на пустыре.
– Мы с братом, – рассказывает он свою романтическую историю, – окончили строительный техникум. Я вслед за ним ещё в начале 80-х приехал на заработки в Боровичский район. Строили в хозяйствах фермы, склады, дома для сельчан. Купили на двоих с ним «копейку» для удобства передвижения. И вот как-то зашёл я на выезде из города в придорожный магазин за буханкой хлеба. Народу много, прошу пропустить без очереди. Все молчат – ни да, ни нет. И тут девчонка на меня как напустилась: «Пожилые люди стоят, а молодой и здоровый вперёд лезет!». Буханку я свою получил… с «горьким перцем» в придачу. Про себя отметил, какая правильная девчонка. Стою у машины, поджидаю свою «обидчицу», чтобы предложить довезти до дому. А она и тут не испугалась: «Вот и ладно, доставишь нас с сестрой домой до Соинского». Так я и познакомился с Валентиной. Было мне уже 26, давно мог бы жениться. Но, видно, свою судьбу ждал. Съездил в Грузию и вскоре вернулся назад с полной уверенностью, что она-то и станет моей женой.
Будущему тестю будущий зять сразу понравился: не пьющий, не курящий и уважительный, хоть и иноземец. Да и дэда (мама) Дуна, одна поднимавшая шестерых детей после преждевременной смерти мужа, не перечила сыну в его выборе. Так и переплелись две родовые ветви: высокогорной Сванетии и Валдайской возвышенности. Что у одних были коровы, свиньи, овцы и лошади, то и у других. И когда с началом перестройки сельскому строительству, которым промышлял Наврез, пришёл конец, а вслед за этим распался и колхоз «Родина», где Валентина работала зооветврачом, Хабулиани решили заняться своим подсобным хозяйством. В нём сейчас три коровы, столько же молодняка, два хряка, кролики, куры и молодая кобыла по кличке Майка.
Как у хозяйки в доме безукоризненно чисто и прибрано, так и у хозяина везде полный порядок: и у дома, и в крольчатнике, и на конюшне с коровником, и наверху в сеннике, который облюбовали ласточки, прилепив свои гнёзда к дощатой опалубке. Даже такая малая птаха безошибочно чувствует, что здесь её не обидят.
– Неправда, что кура – дура, – опровергает народное изречение Валентина. – Ты с ней говоришь, и она тебе отвечает, только на своём языке. А коровы какие умные! Нора, скажу, отставь ногу – выполняет беспрекословно. Недавно лошадку купили. По всему видно было, что жилось ей у прежних хозяев плохо: не кормили, как следует, обижали, похоже, и били. У нас она за три месяца, вон, какой красавицей стала, хотя пока и с характером.
Рядом с домом три трактора – от мини до колёсника с навеской-«ножом». На них супруги – Валентина ещё во время учёбы в Перёдской школе получила права тракториста-водителя – в основном работают на сенокосе. Огороды же пашут себе и соседям только под лошадь, отдавая дань уважения многовековой крестьянской традиции. Есть и телега, и дровни, на которых в удовольствие прокатиться зимой. Дети любят ездить верхом. Сын с дочерью оба в Москве. Работают и учатся в университетах по финансово-экономической части. А как приедут домой в отпуск или на праздники, скорее к животным, по выражению мамы, всех обцелуют.
Глубинка, из которой вышли в люди Рубен и Тамара Хабулиани – выпускники второй городской школы, мастера спорта по каратэ, ничуть не повредила их развитию, напротив, гармонично дополнила борцовские качества горцев сентиментальностью детского восприятия русской природы…
– Зуриточко, – ласково-уменьшительно окликнула в открытую дверь веранды Валентина своего «суженого», – зови-ка гостей к столу!
И кто только за их хлебосольным столом не бывает! И многочисленное семейство брата из Боровичей, и родня по жене, и знакомые дачники с питерским батюшкой отцом Александром, и совсем незнакомые люди «с большой дороги», у которых или сломалась машина, или её  занесло в кювет. Отогретый, накормленный незнакомец, придя в себя, подивится заботе хозяев о нём: «И как это вы среди ночи не побоялись чужому открыть дверь?». «Мы все братья, и если кто-то просит о помощи, как не открыть?» – последует не менее удивлённый ответ внука дедушки Соломона. Мудрый старец, мирно почивший на 105 году жизни, наставлял, бывало, его: «Просящему не отказывай». И сам отворял двери храма, где был смотрителем и сторожем одновременно, ночным прихожанам – днём партработники не рисковали перешагнуть порог культового учреждения.
Однако когда днём на въезде в деревню, где стоит дом Хабулиани, появляются явно подозрительные лица, супруги, подобно диспетчерам службы спасения, начинают «сигналить» по телефону односельчанам-пенсионерам, чтобы те были начеку и ворота абы кому не открывали.
А вот ещё одна мудрость, уже принадлежащая самому Наврезу, пришедшему, как говорят, в меру возраста: мужчина должен заботиться о своей семье, тогда и на краю маленькой деревни она будет счастлива.
Живя на удалении в тысячи вёрст от благословенной Иверии-Грузии, но всего лишь в сотне километров от Валдайского Иверского монастыря, Хабулиани, ежегодно совершающие туда паломнические поездки, мечтают построить на своей соинской «обетованной земле» часовню. Место для неё наметили – на горочке, ближе к центру деревни. И если найдутся Наврезу-строителю помощники-спонсоры, то он, несмотря на большую занятость по хозяйству, сразу возьмётся за дело.
– Спойте нам что-нибудь на грузинском, – проникшись тёплой беседой, попросили мы главу семьи.
Помолчав минуту-другую, Наврез-Зурико грудным бархатным голосом, начал красивую, как и его Сванетия, песню. Припев исполняли с Валентиной дуэтом на чисто грузинском, но таком близком нам языке. К счастью, после длительного разлада и отчуждения отношения между двумя народами-единоверцами стали теплеть, и у четы Хабулиани, создавшей свою Иверию на прочном фундаменте любви и взаимного уважения, появилась возможность вместе с детьми съездить в Грузию, навестить родню с мамой-бабушкой Дуной. И скорее вернуться назад, в Соинское.
Александра ПОПОВА.
Фото Константина ЯКОВЛЕВА.


Возврат к списку