НЕ ПЕРЕЕХАТЬ ЛИ В СЕЛО?..

01.12.2014

Программа социального развития села, а именно в части строительства и приобретения жилья, действует с 2002 года. Новое типовое положение предусматривает социальные выплаты в первоочередном порядке тем гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, которые были включены в списки по старой программе при соблюдении дополнительных и, надо сказать, более справедливых требований.

Если прежде достаточно было постоянно проживать в сельской местности, быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и иметь собственные заёмные средства в размере 30 процентов расчётной стоимости строительства или приобретения жилья, то теперь нужно ещё и работать по основному месту жительства. Закрылась лазейка для тех, кто с постоянной сельской пропиской фактически жил и работал в Москве, Санкт-Петербурге, других городах и на льготу от государства в остальные 70 процентов возводил для себя в деревне дачный коттедж.

Поэтому с участников, состоявших в списках уже по нескольку лет, повторно собрали документы для подтверждения соответствия новым правилам. Тех, кто не смог этого сделать, а такие нашлись почти в каждом районе, из программы «вычеркнули», вернув документы.

Между тем, в отдельных поселениях поспешили снять с учёта в качестве нуждающихся по договору социального найма, объяснив это тем, что гражданин или молодая семья не являются малоимущими. В другом случае семье отказали в постановке на очередь после того, как ей предоставили земельный участок под строительство собственного жилья. Вмешались юристы, которые разъяснили, что для действующей программы постановка на учёт, как и снятие с него, не играют роли. Главное – чтобы участник был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если он и не малоимущий.

Прежде очерёдность устанавливалась региональной властью, хотя в самом начале действия программы очередей вообще не было, потому что мало находилось желающих участвовать в ней. Потом, когда народ оценил привилегии от государства, образовались аж шесть очередей. Но, как правило, три последние оставались без движения. Тогда поделили общую сумму социальной выплаты на всех, чтобы ежегодно по два-три человека из каждой очереди могли получать компенсацию.

Отныне очерёдность устанавливает федеральное законодательство, отдавая преимущество тем гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, которые работают в АПК или в социальной сфере и сами для себя строят, приобретают жильё. Пятая и шестая очереди формируются из граждан, работающих в любых других отраслях.

Преимущество получают будущие молодые специалисты, которые учатся на последнем курсе и уже через год готовы устроиться на работу в АПК или социальную сферу в сельской местности. Обязательное условие для них: отработать там не менее пяти лет с момента получения социальной выплаты. Она сохраняется даже в том случае, если работодатель уволил специалиста по сокращению кадров или специалист уволился по собственному желанию, но в определённые сроки устроился на другую работу.

В проекте программы на следующий год прописано, что социальную выплату можно будет использовать как на строительство, приобретение жилья, так и на погашение основного займа и процентов по нему, причём уже сразу после включения в список муниципального района. До получения свидетельства должны быть полностью освоены собственные средства, то есть 30 процентов. Если участник программы не будет выполнять сроки строительства и ввода жилья, то социальную выплату у него могут изъять. Так что долгострою, который нередко затягивался на годы, пришёл конец. Ужесточается и контроль за целевым использованием стройматериалов.

С будущего года вступает в силу областной закон о поддержке граждан, пожелавших переселиться в сельскую местность. Он предусматривает социальную выплату в виде компенсации расходов по уплате процентов ипотечного займа, взятого сроком на 15 лет под строительство индивидуального жилья или на приобретение уже готового.

Право на компенсацию имеют граждане, работающие, к примеру, в хозяйстве по договору или ведущие предпринимательскую деятельность на территории сельских и городских поселений, в черту которых входят не только деревни, но и рабочие посёлки.

Работодатель может участвовать в улучшении жилищных условий своего работника, вложив за него 30 процентов своих средств от расчётной стоимости строительства, остальные 70 добавляются за счёт займа. Компенсации подлежит процентная ставка до 14 процентов. При регулярном погашении банковского кредита клиенту сразу же возмещаются понесённые строительные расходы. Специалисты в качестве примера представили такой расчёт: при ежемесячном платеже в 12285 рублей полторы тысячи приходятся на собственные средства гражданина, а остальное ему возвращает бюджет.

Программа по переселению рассчитана на три года. Субвенции на эти цели для нашего района составят 353 тысячи рублей с учётом трёх участников, число которых затем увеличится до шести и девяти человек, соответственно увеличатся и суммы социальных выплат.

Александра ПОПОВА.

Фото Татьяны Чубенко.


Возврат к списку