История художника в исследовательской работе

11.04.2024
Согласно государственному стандарту, любое образовательное учреждение обязано в своей работе реализовывать проектную деятельность. 

Каждый ученик может сделать выбор в направление интересующей его темы, например, в каждом городе, селе, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем.
В школе села Опеченский Посад ребята тоже активно участвуют в проектной деятельности. Так, ученик 10 класса Степан Дмитриев сделал выбор в сторону интересующей его темы – «Знаменитые люди моего села». Благодаря выбранному направлению он углубленно изучает исторические источники, проводит исследования, делает выводы и обобщает полученную информацию в виде презентации о жизни и творчестве своего земляка – известного художника Александра Алексеевича Шепелева, который родился в 1886 году в д. Опеченский Рядок в крестьянской семье. 
Уже с малых лет у Александра проявилась способность к рисованию, но отправиться на обучение в большой город у него возможности не было. Однако, как говорят, от судьбы не уйдешь. На талантливого мальчика обратил внимание местный священник и решил помочь. Представив его своим родственником, он открыл перед ним дверь в «большую жизнь» – посодействовал юному дарованию поступить в Петербургское высшее художественное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, которое Александр успешно закончил в 1910 году и затем продолжил образование во Франции и в Италии. Александр Шепелев преподавал в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Куйбышева, а во время отдыха приезжал на родину в с. Опеченский Рядок и рисовал портреты своих односельчан.
В своей исследовательской работе Степан Дмитриев собрал не только эту информацию, а еще выяснил, что художник Шепелев – один из немногих, кто имел разрешение на написание портретов вождей: Ленина, Ворошилова и др. Его картины выставлялись в Третьяковской галерее. В настоящее время ряд работ выдающегося художника хранятся в Самарской художественной галерее, в Новгородском государственном музее-заповеднике, а также в семейных архивах, в Опеченской школе и Боровичском краеведческом музее.
Но, как говорит сам Степан Дмитриев, ему было интересно окунуться в историю своего села. 
– В каждом городе, селе, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. На основе материалов исследовательского проекта я хочу показать своему поколению, что в наших силах и возможностях сохранить и передать в будущее истории наших земляков. История жизни известного художника Александра Шепелева может стать образцом для каждого, кто хочет добиться успехов в жизни и прожить ее достойно! Именно на это нацелена моя исследовательская работа! – делится Степан.
Под руководством педагога-наставника, учителя истории и классного руководителя Светланы Максимовой Степан выстраивает мостик между теоретическим материалом, изучаемым на уроках истории, и практическими заданиями – знакомит с материалами своих сверстников, которые приходят на экскурсию в кабинет истории.
Вместе со Светланой Николаевной Степан посетил дом, где когда-то жил художник Шепелев, поговорил с его родственниками. Со слов педагога, молодому человеку стало очень интересно заниматься данной темой и он стал более глубоко вникать в эту историю.
– Он сказал, что потом расскажет своим детям, как провел эту важную работу. На мой взгляд, дело, которым занимается Степан, очень важно еще и тем, что несмотря на жизненные сложности, с которыми пришлось столкнуться Александру Шепелеву, его душа не огрубела, не очерствела, а продолжала стремиться к прекрасному, а это хороший пример для нынешнего молодого поколения. По моему мнению, очень важно, чтобы дети знали о том, какой была жизнь их далеких предков! – уверена учитель истории. 
И, как постскриптум к исследовательской работе учащегося 10 класса Опеченской школы Степана Дмитриева, дополнение: художник Александр Шепелев ушел из жизни в 1948 году, но вклад великих художников, таких как он, имеет большую ценность на все времена. Произведения искусства не имеют срока годности, поэтому люди имеют возможность прикоснуться к прекрасному. Его полотна помогают проникнуться эпохой и атмосферой того времени, когда были написаны эти картины.

Возврат к списку