Экзамены в новом формате

17.07.2019
Демонстрационный экзамен пришёл в Боровичи благодаря международному движению Worldskills. В 2016 году в нашем городе стартовал первый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia). На специально оборудованных площадках в педагогическом, медицинском и автодорожном колледжах соревновались в профмастерстве более шестидесяти будущих учителей, воспитателей, медсестёр, автомехаников различных ссузов области. В искусственно созданных производственных условиях ребята вели уроки, оказывали помощь пациентам, ремонтировали автомобили. Это и был своего рода демонстрационный экзамен.
В прошлом году все три наших колледжа решили внедрить такой экзамен в процесс обучения. Для этого прошли аккредитацию и получили статусы Центров проведения демонстрационных экзаменов (подтверждается ежегодно). 
В чём особенность учреждений с таким статусом? Во-первых, оборудование и вся задействованная на экзамене техника соответствуют стандартам Worldskills. Во-вторых, учебное заведение получает право прогрессивно экзаменовать не только своих, но и всех желающих студентов. В-третьих, – налаживает сотрудничество с предприятиями и организациями города, поскольку оценивают студентов не родные учителя, а прошедшие обучение эксперты, а это, как правило, представители работодателя.
Длится такой экзамен несколько часов подряд. Оценивают студентов по определённым критериям, разработанным Союзом «Молодые профессионалы». По итогам испытаний каждый получает Паспорт компетенций (Skills Passport), в котором указаны специальность, компетенция и общее количество набранных баллов (по 100-балльной шкале). Такой документ может повысить шансы на успешное трудоустройство. 
В этом году опыт колледжей переняли техникум строительной индустрии и экономики и техникум строительства и общественного питания. Все пять ссузов получили статусы Центров и с полным правом подводили итоги обучения в новом формате. 
Техникум строительной индустрии и экономики подготовил площадку по компетенции «Электромонтаж», и помимо «своих» 14 электриков проэкзаменовал ещё четырёх человек из агропромышленного техникума, причём последние сдавали экзамен в качестве выпускной квалификационной работы. Ребята работали в специальных боксах с невероятным количеством лампочек, проводков, выключателей и всего, что имеет отношение к электричеству. Им предстояло собрать электрическую схему, устранить неисправности в электрической цепи, спрограммировать электрическое реле. Оценивали молодых профессионалов специалисты комбината огнеупоров и компании «Фокс», а также преподаватель колледжа Водных ресурсов из Санкт-Петербурга. 
А в техникуме строительства и общественного питания демонстрационный экзамен сдавали каменщики (компетенция «Кирпичная кладка»): 9 выпускников и 10 первокурсников. Оценивали ребят представители фирмы «Стройтех» и главный эксперт, преподаватель спецдисциплин вологодского строительного колледжа Татьяна Крюкова. С утра до вечера эксперты следили за возведением студентами «кирпичных стен». А те изо всех сил старались не запутаться в вертикальных, горизонтальных и наклонных способах кирпичной кладки и не нарушить технику безопасности при работе за камнерезным станком. 
Большое внимание технике безопасности уделялось и на экзамене по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» в автодорожном колледже. Здесь экзамен получился самым массовым и проходил в два этапа. Двадцать шесть выпускников колледжа сдали экзамен в феврале, а в июне на площадке дорожного демонстрировали навыки 10 студентов из боровичского агропромышленного и валдайского агротехнического техникумов. В течение трёх часов парни собирали и разбирали двигатели, искали и устраняли их дефекты и неисправности. Оценивали молодых автомехаников специалисты Боровичского ПАТП и компании «Боровичи Трак Сервис». Главным экспертом для студентов – гостей был преподаватель спецдисциплин колледжа Никита Забелин. 
Педагогический колледж тоже отличился массовостью (экзамен сдавали 35 человек) и тем, что испытания проходили сразу по двум компетенциям: «Преподавание в начальных классах» и «Физическая культура, спорт и фитнес». Оценивали будущих учителей представители комитета образования и учителя городских школ. Студенты вели уроки и внеклассные занятия, разрабатывали материалы для персонального сайта, организовывали работу с родителями, готовили массовые спортивные мероприятия, проводили производственную гимнастику... Свои педагогические способности им помогали проявить волонтёры, которые взяли на себя и роль детей, и роль родителей. 
Не обошлись без волонтёров и на демонстрационном экзамене в медицинском колледже. Здесь его сдавали четырнадцать второкурсников по компетенции «Медицинский и социальный уход». В течение трёх часов будущие медсёстры общались с пациентами: измеряли температуру и давление, учили больных бронхиальной астмой пользоваться карманным ингалятором, а диабетиков – делать себе инъекции инсулина, давали профилактические советы и консультации. Оценивали студентов представителя работодателя: медицинские сестры районной больницы и станции переливания крови. 
Экзамены сдали все. Большинству студентов уже выданы Паспорта компетенций с оценкой их профессионального уровня. 
…Вот он какой – демонстрационный экзамен. Экзамен, где одновременно работают и руки, и голова. Напряжённый, объективный и, видимо, неизбежный при обучении рабочим профессиям. 
Наталья ЧУРА.

Идёт демонстрационный экзамен в техникуме строительной индустрии и экономики

Возврат к списку