Думай о секундах свысока
01.08.2024
Как беспилотники будут способствовать развитию АПК и делают это уже сейчас
В подведомственном региональному министерству сельского хозяйства учреждении создана группа специалистов, оказывающих услуги с использованием БПЛ в трёх сферах – АПК, лесном хозяйстве и охотничьем.
– Через год-другой, я в этом уверен, у нас появится отдельное специализированное учреждение, – говорит директор ГОКУ «Центр поддержки развития агропромышленного комплекса Новгородской области» Денис РАЕВ. – Учимся в полевых условиях. Иногда ошибаемся, не без этого. Буквально недавно пришлось ремонтировать летательный аппарат после неудачного прохода линии электропередачи. Но решаем уже и практические задачи.
– Расскажите, пожалуйста, какие именно.
– Это мониторинг крупных сельхозпредприятий на предмет экологической безопасности. На предмет сточных вод, падежа животных. Хотя бы и дырок в заборе – тоже ведь не должно быть. Не открою секрета, если скажу, что сегодня контрольные функции ограничены. Но мониторить ситуацию сверху никто нам не воспрещает.
– Доверяй, но проверяй.
– Совершенно верно. Приведу такой пример: стоило нам только проинформировать (даже ничего не начав) о мониторинге работы лесозаготовителей, как участились обращения в орган, регистрирующий занятую в лесу технику. В настоящее время наши БПЛА или БАС (беспилотные авиационные системы) мониторят программу «Новгородский гектар». Земля выделялась в 2019 году. Был дан шестилетний срок на её освоение. Подходит время предъявить определённые результаты. До конца года будет у нас также ясность по борщевику – где идёт борьба с ним, где нет, какие остаются очаги и в каких районах. Ещё одно направление, где напрашивается взгляд сверху, – это свалки, полигоны ТБО. Снимаем границы, строим 3D-модель, считаем объёмы загрузки – насколько это соответствует проектным мощностям. Всё это делает один оператор – и съёмку, и аналитику, и передачу информации заказчику – областному министерству сельского хозяйства или природных ресурсов.
– Словом, создаёте некую картину нерешённых вопросов и проблем.
– Не только. Недавно снимали уборку озимых в одном из крупных агропредприятий. Самим понравилось. Где красиво – там красиво. Надо же показывать лучшие образцы в отрасли, пропагандировать АПК региона.
– А когда мы увидим беспилотники, которые сами выполняют сельхозработы?
– Действующее законодательство ограничивает грузоподъёмность БПЛА до 30 килограммов, то есть бак может быть рабочим объёмом не более 12 литров. Наша область обратилась за разрешением использовать в экспериментально-правовом порядке беспилотники грузоподъёмностью свыше 30 килограммов, что и делается сегодня в южных регионах страны. Разница существенная.
Применение БПЛА на сельхозработах – это очень перспективно. Обработка растений от вредителей, подкормка, внесение жидких удобрений в концентрированном виде – всё это можно делать.
– В чём преимущество беспилотника перед трактором?
– Он не портит зелёную массу. Плюс за счёт турбулентности обеспечивает более равномерную обработку. В прошлом году на картофельном поле проводился опыт по снятию верхней части ботвы перед уборкой урожая. Беспилотник сделал это за 4 дня, трактор – за 14! Существенный нюанс: при обработках сверху гораздо меньше зависимость от погоды. Трактору после дождя на поле делать нечего, надо дать земле подсохнуть. Беспилотнику достаточно того, что выглянуло солнышко. Затраты примерно одинаковые. Есть некоторый перекос в оплате труда, я считаю.
Сегодня оператор БПЛА – редкий специалист. Но ситуация, конечно, будет меняться. Этой работе в областном центре сейчас учат. В НовГУ есть блок высшего образования и есть более массовые курсы подготовки. Вместе это – 400 обучающихся.
По сути, получить навыки работы оператора может любой фермер. Думается, что как раз для небольших хозяйств это вполне рационально. Купить весь набор техники для полевых работ – невозможно. Да и не нужно. А беспилотник – это вариант.
– К тому же это теперь субсидируется.
– Да. До половины стоимости БПЛА. Причём это отдельная очередь, не связанная с приобретением другой техники.
– Денис Сергеевич, а как вы оцениваете перспективы производства БПЛА у нас в области?
– При необходимости вполне реально, мне кажется. У нас есть конструкторское бюро, найдутся и желающие. Просто ситуация должна созреть. Мы набираем обороты постепенно: приобрели девять БПЛА в этом году, ещё шесть купим в следующем. Свой парк имеют в МЧС и в региональном министерстве природных ресурсов. В любом случае в 2025 году работы у нас станет больше. Займёмся вопросами ветеринарии: доставкой вакцины для профилактики болезней диких животных, например. Подключимся к мониторингу лесных пожаров. Кстати, тут есть одна сложность: управлять аппаратом с пульта можно лишь на расстоянии до 10 километров. В режиме полётного задания он может пролететь в десять раз больше. Однако воспользоваться полученной информацией можно лишь по возвращении беспилотника. А при пожаре время – это главное.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:
– Реализуется национальный проект по беспилотным авиационным системам. И в рамках этой большой работы в ряде регионов будут оборудованы классы по обучению производству, программированию и управлению беспилотниками. В Новгородской области в 17 школах появятся кружки, в которых ребята будут обучаться основам беспилотных систем. Один из классов – в Мошенском, он уже почти готов.
Как беспилотники будут способствовать развитию АПК и делают это уже сейчас
В подведомственном региональному министерству сельского хозяйства учреждении создана группа специалистов, оказывающих услуги с использованием БПЛ в трёх сферах – АПК, лесном хозяйстве и охотничьем.
– Через год-другой, я в этом уверен, у нас появится отдельное специализированное учреждение, – говорит директор ГОКУ «Центр поддержки развития агропромышленного комплекса Новгородской области» Денис РАЕВ. – Учимся в полевых условиях. Иногда ошибаемся, не без этого. Буквально недавно пришлось ремонтировать летательный аппарат после неудачного прохода линии электропередачи. Но решаем уже и практические задачи.
– Расскажите, пожалуйста, какие именно.
– Это мониторинг крупных сельхозпредприятий на предмет экологической безопасности. На предмет сточных вод, падежа животных. Хотя бы и дырок в заборе – тоже ведь не должно быть. Не открою секрета, если скажу, что сегодня контрольные функции ограничены. Но мониторить ситуацию сверху никто нам не воспрещает.
– Доверяй, но проверяй.
– Совершенно верно. Приведу такой пример: стоило нам только проинформировать (даже ничего не начав) о мониторинге работы лесозаготовителей, как участились обращения в орган, регистрирующий занятую в лесу технику. В настоящее время наши БПЛА или БАС (беспилотные авиационные системы) мониторят программу «Новгородский гектар». Земля выделялась в 2019 году. Был дан шестилетний срок на её освоение. Подходит время предъявить определённые результаты. До конца года будет у нас также ясность по борщевику – где идёт борьба с ним, где нет, какие остаются очаги и в каких районах. Ещё одно направление, где напрашивается взгляд сверху, – это свалки, полигоны ТБО. Снимаем границы, строим 3D-модель, считаем объёмы загрузки – насколько это соответствует проектным мощностям. Всё это делает один оператор – и съёмку, и аналитику, и передачу информации заказчику – областному министерству сельского хозяйства или природных ресурсов.
– Словом, создаёте некую картину нерешённых вопросов и проблем.
– Не только. Недавно снимали уборку озимых в одном из крупных агропредприятий. Самим понравилось. Где красиво – там красиво. Надо же показывать лучшие образцы в отрасли, пропагандировать АПК региона.
– А когда мы увидим беспилотники, которые сами выполняют сельхозработы?
– Действующее законодательство ограничивает грузоподъёмность БПЛА до 30 килограммов, то есть бак может быть рабочим объёмом не более 12 литров. Наша область обратилась за разрешением использовать в экспериментально-правовом порядке беспилотники грузоподъёмностью свыше 30 килограммов, что и делается сегодня в южных регионах страны. Разница существенная.
Применение БПЛА на сельхозработах – это очень перспективно. Обработка растений от вредителей, подкормка, внесение жидких удобрений в концентрированном виде – всё это можно делать.
– В чём преимущество беспилотника перед трактором?
– Он не портит зелёную массу. Плюс за счёт турбулентности обеспечивает более равномерную обработку. В прошлом году на картофельном поле проводился опыт по снятию верхней части ботвы перед уборкой урожая. Беспилотник сделал это за 4 дня, трактор – за 14! Существенный нюанс: при обработках сверху гораздо меньше зависимость от погоды. Трактору после дождя на поле делать нечего, надо дать земле подсохнуть. Беспилотнику достаточно того, что выглянуло солнышко. Затраты примерно одинаковые. Есть некоторый перекос в оплате труда, я считаю.
Сегодня оператор БПЛА – редкий специалист. Но ситуация, конечно, будет меняться. Этой работе в областном центре сейчас учат. В НовГУ есть блок высшего образования и есть более массовые курсы подготовки. Вместе это – 400 обучающихся.
По сути, получить навыки работы оператора может любой фермер. Думается, что как раз для небольших хозяйств это вполне рационально. Купить весь набор техники для полевых работ – невозможно. Да и не нужно. А беспилотник – это вариант.
– К тому же это теперь субсидируется.
– Да. До половины стоимости БПЛА. Причём это отдельная очередь, не связанная с приобретением другой техники.
– Денис Сергеевич, а как вы оцениваете перспективы производства БПЛА у нас в области?
– При необходимости вполне реально, мне кажется. У нас есть конструкторское бюро, найдутся и желающие. Просто ситуация должна созреть. Мы набираем обороты постепенно: приобрели девять БПЛА в этом году, ещё шесть купим в следующем. Свой парк имеют в МЧС и в региональном министерстве природных ресурсов. В любом случае в 2025 году работы у нас станет больше. Займёмся вопросами ветеринарии: доставкой вакцины для профилактики болезней диких животных, например. Подключимся к мониторингу лесных пожаров. Кстати, тут есть одна сложность: управлять аппаратом с пульта можно лишь на расстоянии до 10 километров. В режиме полётного задания он может пролететь в десять раз больше. Однако воспользоваться полученной информацией можно лишь по возвращении беспилотника. А при пожаре время – это главное.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:
– Реализуется национальный проект по беспилотным авиационным системам. И в рамках этой большой работы в ряде регионов будут оборудованы классы по обучению производству, программированию и управлению беспилотниками. В Новгородской области в 17 школах появятся кружки, в которых ребята будут обучаться основам беспилотных систем. Один из классов – в Мошенском, он уже почти готов.


