О ВОЗРОЖДЕНИИ БОРОВИЧСКОЙ ЕПАРХИИ

26.12.2013

«Когда в Троицын день 30-го года люди пришли с цветами на службу в Троицкий собор – пятиглавый красавец, возвышавшийся на Екатерининской площади, – приводит слова очевидца в своём очерке составитель сборника Андрей Полевиков, – рабочие, одетые, как палачи, в красные рубахи, начали срывать с помощью трактора купола. Прекрасно выполненные, покрытые сусальным золотом иконы трёх иконостасов рубили и пилили на дрова». От академической настенной росписи в чердачной части нынешнего ГДК сохранились изображения святых евангелистов с выколотыми глазами. С лица земли был стёрт Введенский собор, стоявший там, где теперь проезд Гагарина, взорвана четырёхъярусная колокольня, на месте которой водрузили скульптуру одному из вождей революции. Такими варварскими методами насаждалась новая культура…

Несколько раз, начиная с 1920 года, власти закрывали Успенский храм, устроив поначалу там склад, но возвращали верующим по их настоянию. Наиболее разрушительным для него стал период хрущёвских гонений. Звонницу разобрали, старинное кладбище сровняли с землёй, храм превратили в лекторий, закрасив в нём настенную роспись, а церковную утварь, иконы разграбили. И лишь спустя 30 лет, в 1990 году, храм был передан верующим. Его нынешнее благолепие восстановлено стараниями благочинного и настоятеля протоиерея Иоанна Мороко, статьи которого тоже вошли в сборник.

Одна из них рассказывает об истории Свято-Духова монастыря – древнейшей новгородской обители, основанной в первой половине XIV века, когда в других землях, оказавшихся под татаро-монголами, святыни подвергались уничтожению. Бедный монастырь получает известность с открытием нетленных мощей святого Иакова Боровичского, у которых происходило множество исцелений. В 1572 году обитель, представляющая собой деревянный архитектурный ансамбль с главным шатровым храмом и колокольней, становится духовным центром. В Смутное время нашествия шведов она чудом избежала разорения и сожжения, однако вскоре лишилась своей святыни: по велению патриарха Никона мощи Иакова Праведного были переданы в Иверский монастырь, откуда ежегодно 7 августа крестным ходом 80 вёрст до Боровичей несли икону Иверской Богоматери по устланной зелёными ветвями и цветами дороге.

Во время Первой мировой войны в монастыре располагался лазарет для раненых. В 20-ые годы комиссары описали имущество, изъяли церковные ценности, после чего монастырь упразднили.

Одна из многочисленных жертв той эпохи – новомученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский. Ему и отдельным «масштабным» личностям периода ломки церковно-государственных отношений, начиная от раскрепощения и пролетаризации населения, посвящено глубокое богословское исследование иерея Ильи Стрелкова. Сын сельского псаломщика из села Старухино Белавинской волости после окончания Боровичского духовного училища, а затем Новгородской духовной семинарии принял постриг в Антониевом монастыре, насельником которого оставался до 1917 года. Молодой миссионер проповедовал в среде простого народа, объезжая обширную Новгородскую епархию, простиравшуюся до берегов Белого моря с Кирилло-Белозёрским монастырём. Там, будучи уже епископом, в 18-ом году он принял мученическую кончину: большевики закололи его штыками.

В числе боровичских паломников на Северную Фиваиду (Вологодчину) к месту гибели нашего земляка и других кирилловских новомучеников, расстрелянных на горе Золотуха, где теперь установлен Поклонный памятный крест, была и автор путевых заметок Анастасия Зайцева. Она предлагает увековечить память святого на его родине с ещё не забытым людьми погостом и разрушенным храмом.

…И вот 75 лет спустя, 5 февраля 2012 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников российских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского в храме Спаса Преображения на Песках в Москве. Этому эпохальному событию посвящены первые страницы книги. Биографический очерк Сусанны Лунёвой рассказывает о самом владыке Ефреме, при котором начиналось возвращение и восстановление храмов.

Вновь засверкал жемчужиной величественный Успенский храм с колоннами на левом берегу Мсты в посёлке Любытино. Возведённый в честь 20-летия победы над Наполеоном, век спустя он был превращён в кузницу, а затем в склад МТС. 15 октября 2011 года колокольный звон церкви Покрова в Мошенском районе, построенной участником Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенантом Василием Шениным, последний раз звучавший в 38-ом году, разбудил окрестности деревни Платаново. На историческую литургию приехали благотворители с известным режиссёром Никитой Михалковым, на чьи пожертвования были выполнены восстановительные работы.

Александр Корнетов вспоминает, как возрождалась церковь Флора и Лавра и отстраивались другие храмы левобережья Мсты. С явленной чудесным образом иконы Крестителя Иоанна Предтечи началось возведение нового городского храма в Сосновке.

Из статьи Сергея Мороко «Духовное образование России» современным воспитателям-педагогам полезно будет узнать о Татевской школе Сергея Рачинского – профессора, одного из образованнейших людей дореволюционной России. В конце 60-ых годов XIX века в деревнях своего имения Татево в Тверской губернии им были открыты такие школы, где крестьянские дети наряду с историей, географией, геометрией, литературными трудами Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого получали религиозное образование, пели на богослужениях в местных храмах. Основной целью этой образовательной системы было расширение «умственного горизонта», а главное – духовного кругозора молодёжи. По мнению Рачинского, «именно Православие способно помочь народу достигнуть нравственного идеала, который делает русский народ народом христианским, народом непобедимым». Выпускниками его школы были многие известные учёные и художники.

«Моя бабушка – она пела в церковном хоре – как-то сказала: «Ты русский, значит, православный», – подводит логическую черту редактор издания и автор небольшой, но ёмкой по смыслу статьи Евгений Денисов. – В каждом русском человеке на генном уровне заложены такие качества, как чувство справедливости, добротолюбие, неприятие стяжательства. Русский человек способен заплакать, глядя на чужое горе… Православие, по моему мнению, это единственная скрепа, которая объединит русских по крови и духу, не даст распасться стране».

Александра ПОПОВА.


Возврат к списку