В ЭТОМ ХРАМЕ – ЧАСТИЦА МОЕЙ ДУШИ

16.01.2014

Ёгольский храм сегодня.История храма иконы Тихвинской Божьей Матери в деревне Ёгла хранит как подлинные события, так и вымышленные. Основываясь на документальных материалах, мы решили развенчать небылицы, ведь история храма интересна и богата событиями и без них.

В 1874 году храм был освящён и включён в состав Ровенского прихода, священники которого и проводили в нём службы. Там молились четыре поколения наших предков, наша намоленная семейная икона нашла приют на одной из его стен.

Церковь была закрыта в 1938 году и восстановлена лишь в 1999 году, но уже без высокой каменной звонницы.

Когда читаешь публикации, посвящённые храму, поражаешься количеству сложенных о нём легенд, искажающих историю. Попробуем разобрать некоторые из них.

В одной легенде говорится, что когда Тихвину угрожала опасность, знаменитую икону Тихвинской Божьей Матери переносили в часовню деревни Ёгла. Почему икону несли в Ёглу, к торговым путям, а не прятали в дремучих лесах, окружавших тогда Тихвин? Следует также помнить, что на Руси святые иконы не прятали. Ими благословляли воинов, шедших в бой, и выносили на стены осаждённых врагом городов. Но главное состоит в том, что в те времена не было деревни Ёгла. Она возникла не ранее первой четверти-середины XVII века. До этого в её окрестностях находились небольшие деревушки, состоящие из одного-четырёх дворов.

«…В 1612 году шведы разорили Боровичский край. Они сжигали деревни, убивали не успевших спрятаться жителей». Но шведы не могли сжечь часовню в Ёгле по причине ее отсутствия. Не обозначены часовня и кладбище ни на «Плане Генеральных межеваний Боровичского уезда 1788 года», ни на карте 1810-го. А на более поздней карте, начала XIX века, хранящейся в Боровичском краеведческом музее, кладбище указано, но без часовни.

Не была церковь и богатой. Вряд ли могли жертвовать на её содержание купцы, чьи барки сплавлялись по Мсте, так как к тому времени судоходство по Вышневолоцкой системе уже завершалось. Не будем останавливаться на других неточностях авторов, а разберемся – была ли вообще часовня иконы Тихвинской Божьей Матери в деревне Ёгла?

Часовня была. Но не на деревенском кладбище, а на площади в центре деревни. И построена она не в древние времена, а в начале 60-х годов XIX века. Она указана в Географической энциклопедии 1865 года, но отсутствует в издании 1863 года. Рядом с часовней на перекладине, закреплённой на двух столбах, висел колокол, который звал не только к молитве, но и бил набатом при пожаре. В Боровичском краеведческом музее сохранилась фотография конца XIX века, на которой видна часть часовни. Она была снесена в 30-х годах XX века. Часть брёвен пошла на сельский клуб, построенный неподалеку.

Часовня в центре Ёглы не могла вместить всех молящихся (в 60-х годах XIX века в Ёгле проживало около 1300 человек), возникла необходимость строительства нового каменного храма. Во всех работах, посвящённых Тихвинскому храму, говорится, что его основал некий купец, выздоровевший после молитв в ёгольской часовне. Это утверждение вызывает большие сомнения. Безусловно, вера и молитвы помогают исцелению больных. Мы знаем это по собственной семье. Но почему неизвестно имя купца, хотя прошло совсем немного времени? А вот то, что храм строился всем миром, многие знают. Деньги жертвовали и дворяне, и купцы, и крестьяне. Кто гривенник, кто рубль, а кто и тысячу. Наша дальняя родственница Екатерина Покашникова, жена купца, пожертвовала на храм значительную сумму; её мраморное надгробие – самое старое из датированных – сохранилось на кладбище. Очевидец событий Михаил Зуев (Ремокин) рассказывал, что яйца для раствора приносили жители окрестных деревень, а Василий Зуев (Ботов) в 50-х годах говорил, ссылаясь на родителей, о том, что дети подносили строителям кирпичи.

Авторы статей не упоминают о связанном с Тихвинским храмом важном событии.

25 сентября 1912 года свою родину посетил архимандрит Ионафан (1846 – 1915). При тысячном скоплении народа он отслужил Литургию в кладбищенской церкви деревни Ёгла и панихиду на могиле своей матери. Иван Баранов, будущий архимандрит Ионафан, родился в Ёгле в семье крестьянина. В 1880 году в Соловецком монастыре постригся в монахи. Образование получил домашнее и в Соловецком монастыре. В 1889 году указом Синода его направили на строительство самого северного в России Трифоно-Печенгского монастыря, настоятелем которого он и стал в 1896 году.

Отца Ионафана уважали все архангельские губернаторы. Губернатор Иван Васильевич Сосновский писал: «Высоко полезная и глубоко симпатичная деятельность отца Ионафана является для него за последнее время источником немалых огорчений и неприятностей. Находятся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мирским» делом в ущерб духовному. Между тем, если этот замечательный человек, вышедший из простых крестьян и обладающий, при безукоризненных нравственных качествах и строгом монашеском образе жизни, светлым умом, железной волей, неисчерпаемой энергией, беззаветной преданностью Царю и Родине, …приносит огромную пользу нашим государственным интересам на Мурмане, а потому и заслуживает деятельной поддержки правительства». Дважды отец Ионафан был принят императором Николаем II – в 1899 и 1907 годах.

Почти за 150 лет работы храма тысячи прихожан приходили сюда молиться, оставляя в нём частицу своей души. В этом, а не в выдуманных историях, сила храма.

 Александр и Анна ПАНФИЛОВЫ.

Санкт-Петербург.


Возврат к списку