БИЛЕТИК В ДЕТСТВО, или Как рождается ватная кукла

24.12.2020
– Мои игрушки для меня, как билетик в детство. Я вспоминаю бабушкину ёлку, украшенную игрушками из ваты… Понятно, что делали их не на станке, вручную. И мне очень хотелось самой постичь это кукольное искусство. 
Так Юнна Николаевна начинает рассказ о своём  редком и интересном увлечении, которому  посвящает всё свободное время. 
Первую ватную куклу (мальчишку со снежком) она смастерила пять лет назад. Говорит, получилось не очень, вата распускалась, но это не испугало.  Юнна поняла, что сделать самой ёлочные игрушки из ваты реально, и к тому же  невероятно интересно. Перечитала уйму статей в интернете, запаслась  необходимым материалом и инструментом (вата, проволока, глина, акриловые крас-
ки, кисти, шило) и начала творить. Мастерство оттачивалось от игрушки к игрушке. Правда, советский «закрепитель» Юнна заменила современным. Вместо крахмала для сохранения  формы фигурки она использует клей ПВА: также безопасен, доступен, и главное – в отличие от крахмала, не съедобен для всяких букашек. Обработанные им игрушки прочны и  долговечны. 
На изготовление ватной куклы уходит чуть больше недели. Основное время занимает сушка – сначала личика, а затем и всего изделия. Все личики у кукол – глиняные, отжатые в специальных формах, изготовленных также  руками мастера. Глазки, ротик Юнна рисует акриловыми красками. Здесь мастеру очень помогает её профессия: Юнна Николаевна – учитель ИЗО в седьмой школе. 
К использованию основного материала  – ваты подходит по-особому. Говорит, часто современные мастера полностью её закрашивают,  перегружают массой мелких деталей. От этого вата  «перестаёт работать»,  становится неузнаваемой. Юнна же наоборот старается подчеркнуть вид материала, что придаёт игрушке особый колорит и непременно отсылает к прошлой эпохе. 
Самый приятный и интересный этап работы – «одевание» куклы, когда на  проволочный каркас, обмотанный ватой (ножки, ручки, туловище) «одеваются» камзол  или телогрейка, шубка или платьице… Иногда для декорирования костюма в ход идут лоскуты ткани,  тесьма,  кружево, другой подручный материал. 
Вот, например, один из любимых образов мастера – некрасовский «мужичок с ноготок» – в ватнике чуть ли не до пят, с заткнутым за пояс топориком и вязанкой дров за плечами... Да все куклы, какую ни возьми, характерные и умилительные. Снегурочки в шубках с муфточками,   Деды Морозы  с окладистой бородой и посохом, «будёновцы» в папахах,  закутанные дети-лыжники  или вот плясуньи, будто по волшебству «застывшие» в самый разгар танца. По-особому дорог Юнне морячок в белой бескозырке с двумя лентами. Его она  создавала в память о прадедушке, служившем на флоте. 
Невероятно милые, наивные, теплые ретро-образы. Как отражение прошлого, ностальгия по детству, проводник в мир грёз и мечтаний… Именно от этого они так трогают и греют душу… И вполне понятно и оправданно  желание мастера «не создавать современность».   
– Хочется, чтобы игрушка перекликалась с тем временем, в котором её массово изготавливали, – говорит Юнна.
Старшая дочь мамино увлечение «стариной» не очень разделяет, а вот 9-летний Матвейка очень даже поддерживает, а иногда и принимает участие в кукольном производстве. А уж  если  какая игрушка сильно приглянулась – обязательно сам вешает её на ёлочку. 
Кстати, на новогодней ёлке Осиповых  нет современных пластиковых игрушек. Только старые стеклянные и новые ватные. И от такой «родной» ёлочки в тысячу раз теплее и уютнее. 
Наталья ЧУРА. 

Выставка ёлочных игрушек из ваты Юнны Осиповой работает в художественном салоне на Спасской площади (ДНТ)


Возврат к списку