Тайны «полководца»

08.09.2022
В памятнике Суворову при его реставрации обнаружен тайник с оригинальным «посланием». Вскрылись и другие удивительные факты.

За реставрацию памятника взялся боровичский скульптор Николай Алексеев. Работы начались в мае, после переноса фигуры на новое место (ближе к бетонному мосту) в связи с благоустройством новой парковой зоны и установкой мемориала «Боровичи – город трудовой доблести» на площади Володарского. 
Как выяснилось, скульптура времён 1950-х годов ни разу до этого не реставрировалась, а лишь из года в год покрывалась новым слоем краски. Первоначально памятник был установлен в парке 30-летия Октября, в 2000-м его перенесли на площадь Володарского. Пока шли реставрационные работы, обнаружилось немало любопытных фактов. 
В первую очередь, это, конечно, «тайник», история о котором разлетелась по Интернету в считанные минуты. 
– Сняв все слои краски, я обнаружил на спине скульптуры замазанный пластилином, небольшой, 15 на 10 см, лючок. Открыл. А там – гранёная рюмка на ножке сталинских времён и бутылочка со спиртным, закупоренная натуральной пробкой. 
Это шутейное послание, уверен мастер, оставили во время монтажа памятника. Фигуру, состоящую из двух частей – верхней и нижней – отливали на заводе в Санкт-Петербурге, а монтировали на месте установки. И именно через тайник-полость осуществлялось крепление частей друг к другу. А поскольку, по словам Николая Алексеева, памятник не подвергался реставрации – иного случая для «послания потомкам» не представилось. Да и сами обнаруженные предметы отсылают нас именно к середине прошлого века, когда и была отлита скульп­тура. Полуистлевшую этикетку на «маленькой» удалось идентифицировать: «Московская особая водка» 40%, емкостью 0,25­ л, заводов ГЛАВЛИКЕРВОДКА». 
Чудесным образом при переносе памятника 22 года назад и нынче «послание» не разбилось. Вероятно, спасло то, что бутылка «завалилась» (или была так уложена специально) в небольшое углубление на стыке частей и таким образом была надежно зафиксирована. Идеальной была и герметизация тайника. 
Сотрудники комитета культуры решили не упускать возможность, и перед тем, как «тайник» вновь загерметизировать, они заложили в него своеобразную капсулу времени: свежие выпуски газет «Красная искра», «Огнеупорщик», «Новгородское время» и доброе пожелание потомкам. Не забыли указать сегодняшнюю дату и имя реставратора.
Надо сказать, что сама реставрация оказалась весьма своевременной. В слоях краски, по словам Николая Алексеева, обнаружились глубокие трещины, влага начала проникать в скульптуру, что неминуемо вёдет к разрушению (добавленный в цемент асбест не терпит жидкости). Также вскрылось множество дефектов, особенно в нижней части памятника, очень пострадала «обувь». Небольшие сколы, уверяет Николай Георгиевич, – следствие небрежной транспортировки памятника в Боровичи. Для укрепления каркаса он сделал 14 армированных вставок. При этом обнаружил некоторые анатомические ошибки. 
– Неестественно вывернутыми были пальцы левой руки, слишком короткими – правой. Нос вовсе оказался не «суворовским». Я проконсультировался со скульп­тором и ювелиром Володей Михайловым (в своё время он изготавливал бюст Суворова), сточил горбинку на носу и нарастил его. 
Памятник изображает генералиссимуса во время знаменитого итальянского похода, в который он отправился в 1799 году из родового села Кончанское, где отбывал ссылку. Правой ногой Суворов опирается на скалу, в руке – подзорная труба.
 Николай Георгиевич убеждён, что полководец запечатлён именно перед последним, самым трагическим событием альпийского похода – переходом через перевал Паникс. После сражения у Чёртова моста, находясь в Мутенской долине, Суворов узнал, что его измождённая армия, без провианта, патронов и артиллерии, окружена французской, значительно превосходившей по численности. Одетый в полную форму со всеми орденами и регалиями, фельдмаршал собрал военный совет. Было решено пробиваться к долине реки Рейн через перевал. «Мы прорвались всюду, как победители…» – писал впоследствии Суворов. 
Ордена на каменной фигуре, кстати, тоже имеются. Правда, из-за нескольких десятков слоёв краски со временем стали практически не видны. Теперь же – вновь открылись взорам. На шее полководца – орден святой Анны, на мундире – ордена святых Андрея Первозванного и Георгия. 
Вернулся и исторический цвет скульптуры – бронзовый. А вот постамент заменили, обшили мрамором. Общая высота памятника осталась прежней – 4,5 м. 
Какие ещё тайны хранит в себе этот, в общем-то, обыкновенный памятник необыкновенному человеку?

К памятнику вернулся исторический цвет – бронзовый

Возврат к списку