Союз трёх стихий

19.10.2017
Новый учебный корпус техникума, где студенты учатся и сегодня, был открыт в 1972 году. Тогда же появилось и мозаичное панно на его стене, обращённой на улицу Ленинградскую. Его авторы – молодые и в то время ещё неизвестные ленинградские художники Андрей Блиок и Михаил Копылков. Им было по двадцать шесть – самое начало творческого пути, который для обоих оказался весьма успешным. 
Заказ на изготовление мозаики им передало Ленинградское отделение Художественного фонда РСФСР. Со всей ответственностью и серьёзностью взялись молодые мастера за дело. Изучили достопримечательности нашего города и его промышленную историю, познакомились с комбинатом огнеупоров и индустриальным техникумом. Проект панно создавался в течение нескольких месяцев, а когда один из вариантов был утверждён художественным советом по монументально-проектной живописи, его отправили на согласование в Новгородский облисполком и Боровичский горком КПСС. И только после столь строгой цензуры было дано «добро» на выполнение заказа.
Художники создали изображение сначала на картоне – в цвете и в натуральную величину. На его основе и набиралась мозаика на комбинате «Победа» в Колпино. В Боровичах уже готовые мозаичные ковры монтировали монтажники и каменщики боровичского «СУ-81». Все работы проходили под авторским надзором. 
В газете «Красная искра» от 7 декабря 1972 года авторы (по просьбе читателей газеты) разъясняют символику изображения, а также весь путь его создания – от зарождения идеи до претворения её в жизнь.
«Мозаичное панно на здании индустриального техникума имени Ленинского комсомола – гимн керамическому делу, гимн керамике и промышленной, и художественной. Изображение вазы в центре композиции символизирует это, так как ваза – вещь и утилитарная, и художественная. Славя керамику, панно увековечивает память о старинных традициях мастеров Боровичского района, память о труде шахтёров, добывающих глину, формовщиков, гончаров и всех тех работников, которые участвуют в этом сложном и красивом деле. Это аллегорическое изображение основных стихий, участвующих в процессе производства огнеупоров. Эти стихии – Земля, Огонь и Воздух – изображены в момент взаимодействия, то есть в момент обжига. Образы стихий – очеловечены. Таким образом, изображённые фигуры – это одновременно и природные стихии, и люди, создающие огнеупорную керамику. 
Спокойная, величавая фигура Земли изображается на фоне зелёного пятна, напоминающего по форме её природный, физический облик – сплюснутый в полюсах шар. Она окружена воздушным слоем, несущим стаю птиц. Её развевающиеся волосы – волны, платье – поля, поросшие цветами, в руке цветок – символ жизни и любви. Из фигуры Земли как бы вырастает форма вазы, которую она и подаёт на обжиг – это глина, добываемая из земли шахтёрами. Ваза обвевается струями воздуха, её греют солнечные лучи. 
Фигура Воздуха-ветра изображена на фоне сгущенной массы воздушных завихрений и облаков, из которых на Землю льётся ещё одна необходимая керамическому делу стихия – Вода. Она и в земле, и в глине. Образ Воздуха резкий, порывистый, его фигура распластана в полёте, руки выброшены вперёд и как бы направляют струю газа, вырывающуюся из раздутых от напряжения щёк. 
В левой части панно изображена фигура Огня, бросающего в вазу огненный цветок – кусок пламени. Этот образ ассоциируется с образом Прометея, подарившего людям огонь. Он сжигает все лишние примеси в глине и делает керамику способной противостоять ему же – огнеупорной. Эта жестокая, но умело направленная стихия дарит людям добро. Фигура окружена ассоциирующимися с темой элементами – языками пламени, молнией, солнцем. 
И как аккорд радости и веселью, как гимн союзу этих животворящих стихий вверху возникла радуга. Её дуга связывает союз и всю композицию в одно целое». 
…Поэзия, почти музыка звучит в этих словах, чувствуется, сколь тщательно продумывали художники сюжет, как вдохновенно работали. Художественный совет по монументально-декоративной живописи Ленинградского отделения Художественного фонда дал высокую оценку творчеству молодых живописцев.
Наталья ЧУРА.

Послесловие.
Несмотря на художественную ценность, панно почему-то не вписано в реестр объектов культурного наследия. За свои 45 лет оно ни разу не реставрировалось, а между тем процесс разрушения начался, можно заметить выпавшие квадратики мозаики. Самому техникуму реставрационные работы не осилить. А хорошо бы ещё благоустроить территорию рядом со зданием, сделать подсветку, чтобы и в вечернее время любоваться монументальной живописью, прославляющей труд огнеупорщиков… 

Андрей Николаевич Блиок (на верхнем снимке)
Известный санкт-петербургский художник-монументалист. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Репинская академия художеств). В настоящее время он – профессор кафедры живописи и композиции того же института. 
Работая над созданием панно, Блиок влюбился в живописные пейзажи Перёдок и рекомендовал руководству института проводить здесь летнюю практику для начинающих живописцев и графиков. Студенты и преподаватели Репинского института работали в Перёдках с 1976-го по 1987-й год. В сельском музее хранится множество работ, подаренных ими колхозу «Россия» и Перёдской школе. Сам Блиок, будучи молодым доцентом института, три лета провёл в Перёдках и с удовольствием вспоминает то время. 

Михаил Андреевич Копылков  (на нижнем снимке)
Художник-керамист, член Союза художников России, художник издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга». Окончил Ленинградское художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (кафедра художественной керамики и стекла). В 1970-1980-х годах был организатором и координатором основных выставок художественной керамики в Ленинграде. Он – участник многочисленных отечественных и международных выставок, обладатель Золотой медали Российской академии художеств. 
Его работы находятся в Эрмитаже, Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного творчества, во многих зарубежных музеях и частных собраниях.  







Возврат к списку