Советские годы Великопорожской волости

14.09.2017
Перед Первой мировой войной в Великопорожской волости было 20 деревень и 8 усадеб на левом и правом берегах реки Мсты. В 1911 году в волости проживало 4 440 жителей, не считая Опеченского Посада, который территориально относился к Великопорожской волости, но имел особый статус. Самыми крупными населенными пунктами были Опеченский Рядок, где располагалось волостное правление, Дерева, Опочно, Лазница, Марьинское, Великий Порог.
В селе Великий Порог перед Первой мировой войной было 55 домов, 336 жителей. В 1904 году здесь открыли Великопорожское двуклассное образцовое училище Министерства просвещения России. В Опеченском Рядке крестьянским обществом при участии артистов Императорских театров построена новая земская школа. Стараниями крестьян Великопорожского прихода в Великом Пороге в 1784-м построена большая церковь. 
Дома в деревнях Великопорожской волости были добротные, просторные, хотя и земли немного (около двух-трех десятин пахотной земли на хозяйство). Недостаток пахотных земель люди восполняли дополнительными занятиями – на зиму нанимались плотниками, малярами в Боровичи. В деревне работала мелочная лавка, принадлежавшая купцам Бориным. В одном из домов в начале двадцатого века в Великом Пороге жил стражник, а в Опеченском Рядке – урядник.
Крестьяне Великого Порога, Опеченского Рядка и некоторых других деревень уже в конце XVIII века были государственными, принадлежали экономическому ведомству и крепостного права не помнили. Помещичьи усадьбы в Малом Пороге, Опочно, Жадинах в начале XX века были малочисленными, земли сдавались в аренду крестьянам. Так что особого угнетения со стороны царской власти и помещиков не было. Несмотря на это, люди, как всегда, хотели перемен, часто не задумываясь, какие их ждут потрясения. Есть сведения о том, что в Великом Пороге действовал нелегальный кружок, в организации которого участвовал С.Н. Поршняков.  
В 1917 году, когда произошла Февральская революция, заведующий Великопорожским училищем Николай Алексеевич Юрьевский поручил своей жене сшить красные флаги. У школьных ворот собрался митинг, на котором выступал заведующий. Вскоре после Октябрьской революции, в 1918 году, был организован Великопорожский волостной исполком Советов. 
Октябрьскую революцию жители Великопорожской (с 1924 г.– Опеченской) волости встретили настороженно. Вот фрагмент публикации «Октябрьские дни в Опеченском Посаде» из газеты «Красная искра», вышедшей к шестой годовщине Советской власти: «Неприветливо встретило местное мещанство первую ласточку Октябрьских дней. Местная интеллигенция (учительство и работники водного транспорта) недалеко ушли от обывателей – только насторожились. Лишь в местном Высшем начальном училище (речь, вероятно, идет о Великопорожской школе) некоторое оживление. Собрался педсовет. Заведующий сообщил учителям об Октябрьском перевороте».  
В годы Гражданской войны жители Великопорожской волости участвовали в боях на стороне Красной Армии. В этот период шла всеобщая мобилизация мужчин призывных возрастов, но особого рвения защищать революцию среди народа не наблюдалось. В газетах больше писали о дезертирстве, которое весьма широко было распространено во всем Боровичском уезде: «Великопорожская волость заполнилась дезертирами. Волостной Совет и Военный комиссариат спят!» 
В 1919-1920 годы в уезде были эпидемии тифа, «испанской болезни», холеры. Боровичский уезд был голодающим. Жители разъезжались по «хлебным местам» – на Украину, в Саратовскую, Симбирскую губернии. В мае 1919-го Великопорожской волости было выделено 405 пудов овса и 15 пудов гречихи, а также хлеб и семена. Несмотря на голод, в деревню приезжали продармейцы, реквизировали скот для нужд Красной Армии. 
В 1920-е годы шла организация комсомольских ячеек, пионерских отрядов. Вожатой первого пионерского отряда стала учительница Пчелинцева А.А. Действовали два Союза коммунистической молодежи – в Опеченском Посаде и Опеченском Рядке. Позже они объединились. Один из комсомольцев в возрасте 14 лет умер от болезни и похоронен на кладбище возле Великопорожской церкви. В похоронах участвовало около 500 человек, процессия с пением революционных песен прошла от Опеченского Дома крестьянина до Великого Порога. Об этих похоронах в 1924 году писала газета «Красная искра». 
В послереволюционные годы в Великопорожской волости активисты призывали народ и власти к передаче некоторых церковных зданий под Дома культуры, к замене крестин октябринами. Эти идеи приживалась плохо. Большинство детей, родившихся до Великой Отечественной войны, были крещеными. Храмы в Опеченском Посаде и Великом Пороге работали до конца 30-х годов.
В 1924 году был организован Великопорожский культкружок. В состав его входила исключительно крестьянская молодежь. За год поставлено 15 спектаклей и проведено 5 лекций, посещаемость кружка доходила до 350 человек.  
В 1928-м в деревне Марьинское был организован первый в Великопорожской волости колхоз «Вал Октября», в который вступило пять хозяйств. В 1929-1931 гг. прошла сплошная коллективизация, колхозы были организованы в каждой деревне, в них вступило большинство крестьянских семей.
Для многих крестьян коллективизация была тяжелым ударом, сломавшим всю их судьбу. По рассказам старых жителей деревни Великий Порог, крестьяне понимали неизбежность этого процесса и, чтобы не прослыть кулаками, избежать репрессий, продавали часть имущества и скота, а затем добровольно вступали в колхоз. Часть крестьян, не желая работать в колхозе, уезжала в Опеченский Посад или в Боровичи.
Коллективизация проходила поспешно, без создания материальной базы. В колхозах не было помещений для содержания обобществленного скота, инвентаря, сельскохозяйственной техники. В 1932 году в газете «Красная искра» опубликованы сведения о том, что «в Великопорожском колхозе «Труд» дело дошло до развала. Из 16 обобществленных голов скота осталось 6, остальные прирезаны». В 1933 году в деревне Великий Порог на собрании один из членов сельсовета, единоличник, не вступивший в колхоз, заявлял, что «Советская власть привела нас к разрухе, ничего у нас нет и ….в колхоз мы не пойдем, колхозы только все портят». 
Постепенно колхозное хозяйство налаживалось, и в 1936 году житель Великого Порога, делегат районного съезда Советов С. Барулин, звеньевой Великопорожского колхоза «Труд», писал в газете «Красная искра»: «Советская власть дала нам много. Дочь председателя колхоза Люлина, Надежда учится в Ленинграде на инженера, А. Погодин – на врача, В.А. Власов – фельдшер, дети колхозников Н. Лискина и Н. Палтусова работают учителями». 
В своем письме в газету «Красная искра» колхозники хозяйства «Вал Октября» пишут: «Cчастливой и радостной стала наша жизнь. До революции школы в нашей деревне не было. Сейчас она есть. На трудодень колхознику выдают 5 кг зерна, 13 кг картофеля и 1 руб. деньгами. Семьи передовых колхозников зарабатывают до 1000 трудодней в год. В колхозе «Вал Октября» в эти годы 65 хозяйств, 80 лошадей, 4 жнейки, 3 косилки, 3 молотилки и автомобиль». 
Советская власть дала деревенской молодежи право на образование, возможность учиться в институтах, техникумах, военных училищах. А что же еще они получили?  Земля в волости и до революции принадлежала крестьянам, тем более что через 12 лет вся эта земля была передана колхозам. Лампочку Ильича (электричество) деревня увидела только в 1963 году. Храм в Великом Пороге закрыли в 1940-м, школу – в 1974-м.  
Серьезное внимание государства деревня почувствовала только в конце 70-х годов, когда была принята программа развития Нечерноземья. В эти годы построены асфальтированное шоссе по левому и правому берегам реки Мсты, автомобильный мост через Мсту в Опеченском Посаде, новые дома, в некоторых деревнях – уличный водопровод. 
Через 100 лет после революции в деревне Великий Порог проживает 26 человек, в Опеченском сельском поселении, которое объединило и бывшие Великопорожскую и Перелучскую волости, числится 1642 человека. От нескольких десятков колхозов остались две небольших животноводческих фермы – в Лазнице и Опеченском Посаде. Конечно, это итог не только революции, но и многих других потрясений и реформ, которые были в XX веке. 
Наше поколение, рожденное в 50-е годы двадцатого века, выросло при Советской власти, не знало коллективизации, голода, войн. Детство и юность были светлыми и радостными. Мы вступали в комсомол, праздновали революционные праздники, учились в техникумах, университетах. Сейчас у молодежи совсем другие ценности, а стали ли люди счастливее без Советской власти – не знаю.    
Фото из открытых источников.

Возврат к списку