Кто защитит права потребителей?

22.03.2018
– В 2017 году в наш отдел поступило 85 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей. Большая их часть – просьбы оказать содействие в возврате денег за некачественный товар или услуги, провести проверку и принять административные меры к хозяйствующим субъектам. В этой связи, обращаю внимание боровичан на изменения, внесенные в Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, которые вступили в силу с 1 января 2017 года. Они касаются претензионного порядка защиты прав потребителей.
Теперь внеплановая проверка проводится при условии, что потребитель уже обратился за защитой нарушенных прав к своему обидчику – юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Если его обращение не было рассмотрено, либо требования не были удовлетворены, вот тогда следует написать жалобу в Роспотребнадзор. В ней необходимо подтвердить отказ в ваших требованиях, приложить копию претензии, направленной в адрес обидчика с подтверждением ее вручения или отправки, а также какие-либо документы – договор, чеки, квитанции, подтверждающие ваши взаимоотношения с субъектом. То есть, до обращения в Роспотребнадзор, необходимо попытаться решить проблему с непосредственным исполнителем работ (услуг).
В 2017 году нами проведено 140 проверок, в каждой из которых были выявлены нарушения действующего законодательства; вынесено 232 постановления о привлечении к административной ответственности на сумму 1 336 200 рублей. Судами на основании протоколов ТО вынесено 30 решений о назначении административных наказаний, из них 18 – с конфискацией продукции, не соответствующей обязательным требованиям. 
На фоне снижения количества надзорных мероприятий и принимаемых мер административного характера особую значимость приобретают процессуальные формы защиты прав потребителей. Например, мы прекратили незаконные действия одного из популярных магазинов («Светофор»), запретившего обслуживание покупателей, купивших товар менее, чем на 300 рублей…
В 2017 году от имени нашего отдела подано 13 исков в суды, из них 3 – в отношении неопределенного круга лиц, 10 исков – в защиту конкретного потребителя. Примечательно, что суды в 93% случаев поддержали потребителей: в их пользу присуждено 618 200 рублей, из них компенсация морального вреда – 33 300 рублей. Чаще всего речь шла о нарушениях в сфере торговли, бытового обслуживания населения, страховой деятельности, некачественно оказанных медицинских услугах и, конечно, услугах ЖКХ. Также наши специалисты приняли участие в 8 судах, в результате чего потребителям присуждено денежных средств на сумму 199 300 рублей. 
Международная Федерация потребительских организаций установила, что 2018 год пройдет под лозунгом – «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». В связи с этим и во избежание негативных последствий покупки товаров в интернет-магазинах обращаем внимание боровичан на ряд вопросов. Не заключайте договор купли-продажи, прежде чем внимательно не изучите информацию, предоставляемую на сайте интернет-магазина. В ней должно быть четко и ясно объяснено, кто несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара, и в течение срока его использования.
Подготовил Константин ЯКОВЛЕВ. 
Фото автора.

Возврат к списку