КАНАТНЫЕ МОСТЫ ОСТАЛИСЬ НА БУМАГЕ...

10.12.2015

IMG_7664.JPGЛеонид Павлович родом из Тверской области, переехал в Боровичи в 1957 году, следом за женой, которая получила сюда направление на работу. После нескольких неудачных попыток трудоустроиться обратился на комбинат огнеупоров. Главный инженер предприятия, при виде диплома об окончании института, воскликнул: «Скорее ведите в отдел кадров – оформляйте в подвесдор!». На комбинате специалисты с высшим инженерным образованием были на вес золота.

Так, буквально за несколько минут, и решилась профессиональная судьба Леонида Кудрявцева – его назначили на должность мастера цеха, обслуживающего комбинатскую подвесную дорогу, «чудо света» местного масштаба. Двухканатная «проезжая часть» (на кон. 50-х гг. – целых три дороги общей длиной пятнадцать километров) протянулась над городом в начале 1930-х годов. По ней из шахт в цеха, в вагонетках, перевозилась глина, из одного цеха в другой – шамот и готовые изделия. Леонид Павлович оказался в числе двухсот человек, которые обеспечивали работу подвесной дороги – «итээровцев» (инженерно-технических работников), рабочих, дежурных на погрузочных и разгрузочных станциях. Он до сих пор помнит условные звуковые сигналы, «звонки громкого боя», принятые на станциях – один звонок – при пуске дороги, два – при остановке.

Новый мастер приступил к обязанностям в «жаркую» пору – строилось ответвление подвесной дороги к новому цеху на Вельгии. Требовали внимания к себе и остальные канатные пути, они после тридцати лет беспрерывной службы, постоянно нуждались в ремонте. Леонид Павлович многое осваивал прямо на месте – и как плести из двух тросов канат, и как установить новые деревянные опоры для подвесных дорог взамен сгнивших. В инженерном институте таким тонкостям не обучали! Но для того, чтобы руководить рабочими, нужно было быть в курсе всех технологических процессов.

Не прошло и года, как Леонид Кудрявцев стал начальником цеха. Молодой специалист с обязанностями справлялся, а вечерами проектировал площадку для монтажа шагающего экскаватора, абсолютно новой для комбината строительной машины. Казалось, всё налажено и устойчиво.

Ситуация изменилась с госреконструкцией комбината в начале 1960-х. Началась модернизация производства – устанавливалось современное оборудование, шла замена прежних технологий на новые. Пора было избавляться от всего устаревшего, малопроизводительного! Встал вопрос и о дальнейшем использовании канатной дороги – карьера Кудрявцева повисла в воздухе…

По предложению начальства, Леонид Павлович подготовил детальный проект новой подвесной дороги с технико-экономическим обоснованием. Но, несмотря на труды Кудрявцева, он не прошёл – оказался слишком затратным. Вместо него утвердили проект по использованию автомобильного транспорта – началось строительство окружных дорог с шахт Шиботово, Окладнево, возведение виадука рядом с ЦСП. Подвесдор закрыли, «пути» разобрали. От знаменитой боровичской канатной дороги остались только едва заметные глазу просеки в тех местах, где она проходила. Словно ничего и не было!

Но не для Леонида Кудрявцева. Работа в цехе подвесных дорог стала для него путёвкой в жизнь, там он закалился как профессионал своего дела, умелый руководитель. С таким опытом ему были «горы по плечу»! Наш герой два раза избирался секретарём парткома комбината, был начальником шамотного, шамотно-обжигального и огнеупорного цехов, участвовал в строительстве посёлков – Коммунистического, Северного, Ланошино-2.

Леонид Кудрявцев всегда выкраивал время для смелых инженерных задумок. Так, будучи начальником на подвесдоре, в конце 50-х, он придумал, как использовать канаты при строительстве пешеходных мостов, которые были необходимы городу. Леонид Павлович подготовил проект канатно-подвесного моста, наподобие «вантового», через Мсту в районе улиц Александра Невского и Карла Либкнехта. Однако, по независящим от автора причинам, проект так и остался на бумаге. Канатные мосты, которые служат боровичанам сегодня, схожи с «кудрявцевским» по внешнему виду, но отличаются по конструкции…

Но идея-то жива! По моей просьбе Леонид Павлович достал из шкафа рабочие чертежи своего проекта. Каждый миллиметр огромных, слегка пожелтевших от времени листов ватмана испещрён карандашными схемами, пометками, в каждом штрихе чувствуется напористость волевого, знающего своё дело человека, человека старой закалки. Таким он до сих пор и остаётся.

Валерия АРСЕНТЬЕВА.


Возврат к списку