ДОРОЖНИКУ ДОРОГИ ДОРОГИ
03.12.2020
Полвека трудовой жизни Виктора Ивановича Максимова связаны с дорожным делом в Боровичах и районе. Он закончил Боровичский автодорожный техникум по специальности «Техник-строитель». С 1969 года старшим техником института ГИПРОДОР НИИ участвовал в проектировании местных дорог, затем более сорока лет строил и ремонтировал их. Закончив заочно институт, поднялся от мастера до начальника управления. Трудился на трассах Боровичи-Пестово, Меглино-Мошенское, Устюжна-Валдай, любытинской, крестецкой и многих других. В 2017 году ушёл на заслуженный отдых.
Слушая его рассказ, чувствуешь неостывшую любовь к своему делу, привычку докапываться до сути проблем, большой профессиональный опыт.
– Вода – вот главная беда! – сетует он, отвечая на вопрос, в чём трудности дорог в нашем крае. – У нас вторая дорожно-климатическая зона (это весь Северо-Запад, до севера Финляндии), повышенная влажность, холмы, болота, грунтовые воды, родники, плывуны: вода по капиллярам сочится вверх, замерзая, разрушает полотно дороги. Помню, однажды у деревни Высочка строили трассу Любытино-Неболчи, делали выемки грунта, срезали холм метров на девять, вдруг вода – фонтаном! Трактор провалился… Болота – ещё одна трудность! На торфе дорогу не построишь, глубины его многометровые, например, у Крестец – более 20! Нужны либо сваи, либо насыпи… Нелегко и недёшево в нашей местности пути-дороги строить!
БОРОВИЧИ – ХВОЙНАЯ (1974-1980 гг.)
Первая дорога Максимова – Волгино-Хвойная. Виктор Иванович принимал участие и в её проектировании и в строительстве. Она была очень нужна: автобус до Кончанского ходил 2,5 часа через все деревни, по булыжной мостовой. Что такое мощёная дорога? Камни «играют», разница высоты – даже по допуску – 2 сантиметра, при грунтовых просадках – больше. Кто застал мощёнку, помнит ямы, длинные подъёмы, медленную езду с «душевыворачивающей» тряской!..
Дорогу старались сделать сколь возможно прямой, через леса, болота и сопки. Первый этап – до Кончанского, потом дальше, до Хвойной. Проект был мощный: песчаная подстилка 40 см, плюс 18 см щебня и поверх – двойной слой асфальта (2х4, то есть 8 см). Если бы он был воплощён, хвойнинская дорога не огорчала бы нас сейчас! Но эксперты в Москве, изучив проект, сократили все цифры в два раза: мол, по ней туристы будут ездить, тяжёлых грузов не предвидится! А вот прошло больше 40 лет, грузоподъёмность выросла в разы, трассе нужна качественно новая крепость (как минимум капремонт, которого дорога не знала).
ПОЧЕМУ У НАС ДОРОГИ ПЛОХИ?
Ответ на этот «вечный вопрос» для Виктора Ивановича очевиден: всегда не хватает денег! Вот пример: сейчас всю «опорную сеть» дорог отремонтировали, все вроде довольны, но проблема-то остаётся! Хотя и решено на область выделять ежегодно не менее миллиарда на ремонт дорог (чтобы выполнялся предписанный правительством ремонт – текущий через 6, а капитальный – через 12 лет), но этого недостаточно, считает Максимов. При нагрузках 6 тонн на ось этих денег хватило бы, но у нас же они – до 11,5 тонны! Одни лесовозы везут до 28 кубов сырого леса, а это более 20 тонн (к примеру, на трассе М-11 расчетная нагрузка – 20 тонн на ось).
Горько вспоминать Виктору Ивановичу 90-е годы, когда средства на дороги резко уменьшились, – он тогда возглавлял ДПМК. «Но в то время хоть в области специальный дорожный фонд был, – вспоминает он. – Предприятия отчисляли деньги на «поддержание дорожных штанов». А вот с 2000-го этот фонд Москва отменила как противоречащий рыночной системе! И вот тогда начался коллапс – по всей стране ремонта не было лет пятнадцать!».
В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ
А было так: в 70-е по программе «Нечерноземье» капитально укрепили техникой ДПМК-4 (бывший «Межколхозстрой»), набрали специалистов и рабочих, построили им посёлок для жилья. Тогда были построены многие километры сельских асфальтобетонных дорог: Речка-Узмень, Сутоки-Абросимовка, Боровичи-Перелучи, Елигово-Озерёво, Боровичи-Травково, Раменье-Сестрёнки, заасфальтированы подъезды вокруг крупных мясомолочных комплексов, таких, как Травковский и Кировский. Это был крупный проект, плоды которого и сейчас значимы.
ПО-ХОРОШЕМУ НАДО
Подобный по масштабу проект давно назрел, считает ветеран-дорожник. Капитального ремонта многие наши трассы не видели лет 35-40, ремонтируют лишь верхний слой и обочины, тратятся огромные деньги, но скупой платит дважды! Правильнее вложиться в замену всего дорожного покрытия, соответственно возросшим нагрузкам, это отсрочит и удешевит бесконечные ремонты наших дорог. Благо есть уже новые технологии щебёночно-мастичных смесей, с большим (до 80%) содержанием особо крепкого гранитного и базальтового щебня, всевозможные добавки и присадки (как асфальтовая крошка), всё это значительно улучшило бы качество и долговечность дорог. Для их производства нужно заново оснастить все наши асфальтовые заводы и участки, сегодня они не способны производительно и качественно работать…
Нужны и хорошие специалисты, способные строить надёжно и долговечно – их готовит наш автодорожный колледж, но не хватает практической части, наставничества, опыта старых дорожников. Виктор Иванович называет имена мастеров и прорабов, много лет отдавших дорогам: Г.И. Митрофанов, Г.И. Романов, А.Н. Пахомов, В.Н. Коковин, Ю.А. Новиков, А.И. Анисимов и многие-многие другие…
Полвека трудовой жизни Виктора Ивановича Максимова связаны с дорожным делом в Боровичах и районе. Он закончил Боровичский автодорожный техникум по специальности «Техник-строитель». С 1969 года старшим техником института ГИПРОДОР НИИ участвовал в проектировании местных дорог, затем более сорока лет строил и ремонтировал их. Закончив заочно институт, поднялся от мастера до начальника управления. Трудился на трассах Боровичи-Пестово, Меглино-Мошенское, Устюжна-Валдай, любытинской, крестецкой и многих других. В 2017 году ушёл на заслуженный отдых.
Слушая его рассказ, чувствуешь неостывшую любовь к своему делу, привычку докапываться до сути проблем, большой профессиональный опыт.
– Вода – вот главная беда! – сетует он, отвечая на вопрос, в чём трудности дорог в нашем крае. – У нас вторая дорожно-климатическая зона (это весь Северо-Запад, до севера Финляндии), повышенная влажность, холмы, болота, грунтовые воды, родники, плывуны: вода по капиллярам сочится вверх, замерзая, разрушает полотно дороги. Помню, однажды у деревни Высочка строили трассу Любытино-Неболчи, делали выемки грунта, срезали холм метров на девять, вдруг вода – фонтаном! Трактор провалился… Болота – ещё одна трудность! На торфе дорогу не построишь, глубины его многометровые, например, у Крестец – более 20! Нужны либо сваи, либо насыпи… Нелегко и недёшево в нашей местности пути-дороги строить!
БОРОВИЧИ – ХВОЙНАЯ (1974-1980 гг.)
Первая дорога Максимова – Волгино-Хвойная. Виктор Иванович принимал участие и в её проектировании и в строительстве. Она была очень нужна: автобус до Кончанского ходил 2,5 часа через все деревни, по булыжной мостовой. Что такое мощёная дорога? Камни «играют», разница высоты – даже по допуску – 2 сантиметра, при грунтовых просадках – больше. Кто застал мощёнку, помнит ямы, длинные подъёмы, медленную езду с «душевыворачивающей» тряской!..
Дорогу старались сделать сколь возможно прямой, через леса, болота и сопки. Первый этап – до Кончанского, потом дальше, до Хвойной. Проект был мощный: песчаная подстилка 40 см, плюс 18 см щебня и поверх – двойной слой асфальта (2х4, то есть 8 см). Если бы он был воплощён, хвойнинская дорога не огорчала бы нас сейчас! Но эксперты в Москве, изучив проект, сократили все цифры в два раза: мол, по ней туристы будут ездить, тяжёлых грузов не предвидится! А вот прошло больше 40 лет, грузоподъёмность выросла в разы, трассе нужна качественно новая крепость (как минимум капремонт, которого дорога не знала).
ПОЧЕМУ У НАС ДОРОГИ ПЛОХИ?
Ответ на этот «вечный вопрос» для Виктора Ивановича очевиден: всегда не хватает денег! Вот пример: сейчас всю «опорную сеть» дорог отремонтировали, все вроде довольны, но проблема-то остаётся! Хотя и решено на область выделять ежегодно не менее миллиарда на ремонт дорог (чтобы выполнялся предписанный правительством ремонт – текущий через 6, а капитальный – через 12 лет), но этого недостаточно, считает Максимов. При нагрузках 6 тонн на ось этих денег хватило бы, но у нас же они – до 11,5 тонны! Одни лесовозы везут до 28 кубов сырого леса, а это более 20 тонн (к примеру, на трассе М-11 расчетная нагрузка – 20 тонн на ось).
Горько вспоминать Виктору Ивановичу 90-е годы, когда средства на дороги резко уменьшились, – он тогда возглавлял ДПМК. «Но в то время хоть в области специальный дорожный фонд был, – вспоминает он. – Предприятия отчисляли деньги на «поддержание дорожных штанов». А вот с 2000-го этот фонд Москва отменила как противоречащий рыночной системе! И вот тогда начался коллапс – по всей стране ремонта не было лет пятнадцать!».
В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ
А было так: в 70-е по программе «Нечерноземье» капитально укрепили техникой ДПМК-4 (бывший «Межколхозстрой»), набрали специалистов и рабочих, построили им посёлок для жилья. Тогда были построены многие километры сельских асфальтобетонных дорог: Речка-Узмень, Сутоки-Абросимовка, Боровичи-Перелучи, Елигово-Озерёво, Боровичи-Травково, Раменье-Сестрёнки, заасфальтированы подъезды вокруг крупных мясомолочных комплексов, таких, как Травковский и Кировский. Это был крупный проект, плоды которого и сейчас значимы.
ПО-ХОРОШЕМУ НАДО
Подобный по масштабу проект давно назрел, считает ветеран-дорожник. Капитального ремонта многие наши трассы не видели лет 35-40, ремонтируют лишь верхний слой и обочины, тратятся огромные деньги, но скупой платит дважды! Правильнее вложиться в замену всего дорожного покрытия, соответственно возросшим нагрузкам, это отсрочит и удешевит бесконечные ремонты наших дорог. Благо есть уже новые технологии щебёночно-мастичных смесей, с большим (до 80%) содержанием особо крепкого гранитного и базальтового щебня, всевозможные добавки и присадки (как асфальтовая крошка), всё это значительно улучшило бы качество и долговечность дорог. Для их производства нужно заново оснастить все наши асфальтовые заводы и участки, сегодня они не способны производительно и качественно работать…
Нужны и хорошие специалисты, способные строить надёжно и долговечно – их готовит наш автодорожный колледж, но не хватает практической части, наставничества, опыта старых дорожников. Виктор Иванович называет имена мастеров и прорабов, много лет отдавших дорогам: Г.И. Митрофанов, Г.И. Романов, А.Н. Пахомов, В.Н. Коковин, Ю.А. Новиков, А.И. Анисимов и многие-многие другие…
Константин ЯКОВЛЕВ.
«Первая дорога» Виктора Максимова Волгино-Хвойная была отремонтирована в 2018 году фирмой «ДСУ-1» из Иванова