АУ, СТАНОЧНИКИ!
– Да, на базе нашего учреждения когда-то готовились станочники и слесари-ремонтники. Но с 1994-го года набор на эти специальности начал сокращаться из-за невостребованности.
В 2010 году на специальность станочника по металлообработке (токарь, фрезеровщик) не подал заявление ни один человек. Причину в этом я вижу в отсутствии профессиональной ориентации учащихся в школах, а именно: отсутствует трудовая подготовка в том объёме, который был в советской школе. Раньше каждый мальчишка обучался работать руками, а не создавать на компьютере виртуальную деталь в виртуальном пространстве.
Кроме того, без помощи производств, заинтересованных в специалистах, подготовить выпускника на должном уровне практически невозможно. Учебно-материальная база профессиональных учебных заведений катастрофически устаревает, бюджетного финансирования на обновление не хватает.
В то же время достойные примеры есть. Это Новгородский химико-индустриальный техникум, где ПАО «Акрон» оборудовало за свой счёт прекрасную учебно-материальную базу и, оказывая практическую помощь преподавателям, стимулирует студентов договорной основой. В результате «Акрон» ежегодно получает хорошо подготовленных специалистов.
С этим во многом согласна директор Боровичского техникума строительной индустрии и экономики (БТСИиЭ) Валентина Николаева. Вот что она добавила:
– Работа у станка требует физической выносливости: слесарь 6-8 часов проводит за станком, при этом металлические детали зачастую имеют большой вес. А ещё парень должен разбираться в чертежах, знать устройство станка с числовым программным управлением.
Сегодня индустриальному техникуму готовить станочников дорого. Стоимость одного станка с ЧПУ составляет от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. А ещё – стоимость инструментов, металла. К тому же, нужны наставники.
Валентина Анатольевна вспомнила опыт 1980-х годов в учебно-производственном комбинате (УПК), когда в течение двух лет учащиеся 9-10 классов на один день в неделю освобождались от занятий в школе для освоения по выбору рабочей профессией: станочника, швеи, продавца, контролера-кассира, секретаря-машинистки.
Директора техникумов двумя руками голосуют за проведение практики на базе предприятий, предлагают закреплять за студентами наставников с дополнительной оплатой труда и заключать договора о целевой подготовке студентов (на разных этапах обучения) с выплатой стипендии.
Техникум строительной индустрии и экономики сотрудничает с АО «Боровичский комбинат огнеупоров», есть положительный опыт взаимодействия по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». Теоретическая часть программы реализуется в техникуме, практическая – в цехе предприятия.
Надеемся, разговор будет продолжен.
Михаил ВАСИЛЬЕВ.
Фото автора.