УРОК, КОТОРЫЙ НЕ КОНЧАЕТСЯ

03.10.2013

Ещё семи лет от роду Лидочка Иванова, теперь уже – Михайлова, знала о своём предназначении наверняка: исполнится заветное желание – станет учительницей.

Разве может обмануть рождественское гадание? Кого-кого, но только не наблюдательную

девчонку из Мошенского района: в тени от тлеющей бумаги углядела на стене  статную

женскую фигуру – в предзнаменование будущей профессиональной стези.

Лиду завораживало буквально всё, что касалось учительства и самих учителей. До сих пор вспоминает девушку-практикантку из Боровичского педучилища, поразившую своей бьющей ключом энергией; маминого брата, авторитетного учителя истории и директора школы в Ленинграде, к которому, когда он приезжал в село, обращались за советом, всей округой. А в особенности, бабушку по отцовской линии – Екатерину Петровну, обучавшуюся в своё время в церковно-приходской школе. Именно она, не будучи учителем по профессии, стала им по призванию: обучила девочку грамоте, познакомила с десятком старинных песен и частушек, приобщала к поэзии.

Однако, для того, чтобы самой носить гордое учительское звание, учиться Лиде пришлось больше 17-ти лет. Восьмилетка, педагогическое училище, и заочно – ленинградский институт им. Герцена – достаточно солидная образовательная база, но не скупо теоретическая, а подкреплённая внушительной практикой. К тому же, в перерывах между учёбой, Лидия успела поработать в Барышовской восьмилетней школе, неподалёку от своей родной деревни. Вела уроки в начальной школе, в двухкомплектном классе из ребят разных возрастов, преподавала немецкий язык и даже пение. С улыбкой на лице рассказывает, как за неимением скрипки, игре на которой обучалась в педучилище, осваивала домру. Надо же было поделиться знанием нотной грамоты с подрастающим поколением!

Отношения Лидии Яковлевны с изящными искусствами всегда складывались успешно. Будучи пионервожатой, в том же
Барышове, наравне с подопечными участвовала в смотрах художественной самодеятельности, а за виртуозную «игру на языке» удостоилась рекомендации к участию в районном творческом слёте. К слову, и там коллектив юной пионервожатой отличился, заняв первое место.

Душевное общение с ребятами во внеурочной деятельности стало для Лидии Яковлевны, своего рода, визитной карточкой. Спустя годы, проведённые совместно с мужем-военнослужащим и маленькими детьми в Германии, она вновь вернулась в школу – учителем группы продлённого дня в Атамановке, посёлке городского типа под Читой. С тех пор так и повелось, где бы она ни работала: в Волгино, в городской 7-й школе и, наконец, в прогимназии, – всегда начинала с «продлёнки». Поначалу по велению судьбы, а потом и осознанно выбирала эту особую форму взаимоотношений с детьми в стенах учебного заведения. «Школьный дом» – ещё не дом, но уже и не школа, привлёк Лидию Яковлевну своей демократичностью, возможностью в меру «похулиганить», в том числе – и самой лучше узнать своих подопечных, нежели учитель-предметник. Ребята делились с ней радостью, иногда – печалью, которую, подчас, забывали донести до дома: оставляли у второй, «школьной мамы». За 15 лет подготовила и адаптировала к школе на специализированных курсах около 750 детей, активно работала в качестве организатора внешкольных занятий.

Она и сейчас остаётся востребованной: несмотря на пенсионный возраст, помогает коллегам, а может, и самой себе. Признаётся, что не хочет обрастать домашним хозяйством и обычными житейскими хлопотами, хочет жить полноценно. А потому каждый день занимается с третьеклашками в группе продлённого дня, ведёт группу по подготовке к школе и кружок «Художественное слово» при Центре внешкольной работы, но на базе родной прогимназии. И всё это – помимо активной концертной деятельности в составе ансамбля народной песни «Воскресение»!

Лидия Яковлевна сетует: не получилось из неё «степенной» учительницы, которую предсказывало рождественское гадание. Она совсем другая: беспокойная и вечно увлекающаяся… Но за женским кокетством – абсолютная уверенность: именно таким педагогом и хотела стать!

Валерия

АРСЕНТЬЕВА.

 


Возврат к списку