БЫЛОЕ И ДУМА

23.01.2017

– Вспоминаю первые выборы в Думу района в октябре 1996 года. Выбирали десятерых депутатов по одномандатной системе. Я тогда работал на комбинате огнеупоров. Руководство предприятия решило в каждый из десяти избирательных округов, на которые были разбиты город и район, выдвинуть своих работников. Конкуренция большая – по пять-шесть кандидатов на депутатский мандат. Предвыборная кампания проходила интересно: встречались с населением, представляли своё видение развития района. По итогам выборов в Думу прошли восемь работников комбината: Павел Дука, Виктор Мигаль, Анатолий Кириллов, Дмитрий Шнейдерман, Борис Гуляев, Виктор Волошин, Людмила Лысенко – единственная женщина-депутат и я. От сельчан депутатами стали Александр Корленков и Алик Агаев.

– То есть из первого состава в Думе остались лишь вы и Павел Семёнович Дука?

– Получается, что так.

Каждый депутат представлял интересы населения своего округа. Депутатов наделили широким спектром полномочий. Мы согласовывали и утверждали ряд местных налогов и сборов, например, тарифы на услуги ЖКХ. Сейчас это делает комитет по тарифной и ценовой политике Новгородской области.

Одним из первых принятых решений было утверждение названия представительного органа. Для этого пришлось поработать с дореволюционными архивными документами. До 1917 года наше городское собрание именовалось Думой, депутаты единогласно решили сохранить историческое название. Вся депутатская деятельность подчинялась федеральному закону (№ 154-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления». Шли непроторенной дорожкой, приходилось тратить массу времени на согласование и подготовку нормативных документов, Устава, изучение законодательства, которое, как известно, не любит постоянства. Большую помощь при подготовке документов оказывала заведующая орготделом администрации района Мария Серебрякова.

– Кого избрали первым председателем Думы?

– Первый созыв работал вообще без председателя. На заседаниях руководил глава района – Владимир Огоньков. Он тоже имел право голоса. Во втором созыве председательствующего выбирали. Постоянный председатель появился лишь в 2004 году. Депутаты избрали на эту должность меня, так с тех пор и председательствую, с 2011 года – на постоянной основе.

– Как менялся состав Думы от созыва к созыву?

– Первый созыв, инициативный и деятельный, отработал четыре года. В 2000 году в Думе работало уже двадцать депутатов, избранных на пять лет. В это время были созданы постоянные комиссии (по бюджету, градостроительной деятельности, жилищно-коммунальному хозяйству, местному самоуправлению, сельскому хозяйству) для предварительного профильного рассмотрения и обсуждения проектов решений Думы. Принцип обсуждения вопросов на постоянных комиссиях сохраняется по сей день.

Сложно пришлось третьему созыву (2005-2010 годы). С принятием в октябре 2003 года 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» структура местного самоуправления кардинально изменилась. Произошло объединение ряда сельских поселений: в Боровичском районе в 2005 году их стало четырнадцать вместо восемнадцати, а в 2010 году – уже десять. Было создано городское поселение. В каждом поселении сформировался свой представительный орган. Появились сельские и городской Советы депутатов, в которых работало более ста народных избранников. В Думе осталось двадцать депутатов, однако ряд полномочий и правовых документов был пересмотрен. Прежняя система работы нарушилась…

В 2015 году Дума была сформирована по новым правилам. В её состав вошли главы сельских поселений и депутаты, делегированные от сельских и городского представительных органов власти. Всего – сорок человек. В таком составе мы работаем сегодня. Следующие выборы в Думу – в 2020-м году.

– Работать стало проще или сложнее?

– Однозначно не скажу. У любой системы есть свои плюсы и минусы. Работы у депутатов много: ежегодно Дума утверждает десятки нормативно-правовых актов. В прошлом году их было сто два. Депутаты – люди занятые, но вместе со своими служебными обязанностями, они с полной ответственностью исполняют и депутатский долг: ведут приёмы граждан, контролируют исполнение наказов избирателей, изучают проекты нормативно-правовых актов, вносят свои предложения, стараются досконально разобраться в каждом вопросе и конструктивно взаимодействовать с исполнительной властью…

– На заседаниях постоянных комиссий депутаты нередко вступают в полемику с сотрудниками администрации района, выражают своё несогласие с их позицией…

– Мне пришлось поработать и в партийных, и в административных органах. Со всеми я старался общаться уважительно и «по правде», также выстраиваю отношения и сейчас с сотрудниками администрации района. Безусловно, депутаты видят определённые просчёты и недоработки администрации, обозначают их на заседаниях, требуют решения насущных проблем. В конце прошлого года, к примеру, нам пришлось провести внеочередное заседание Думы именно потому, что к плановому заседанию не были должным образом подготовлены некоторые документы, и мы не смогли своевременно утвердить бюджет.

Повторюсь, что равнодушных и случайных людей среди депутатов нет. Все мы хотим видеть наш район экономически развитым, идущим в ногу со временем. Именно стремление что-то изменить в лучшую сторону является причиной критики и горячих дискуссий.

Наталья ЧУРА.


Возврат к списку