Учитель – это на всю жизнь!

05.10.2023
О каждом ветеране педагогического труда можно писать книги. Это люди, чья жизнь – подвиг. Их судьба неотделима от судьбы своей страны. Они шли в ногу со временем, «время выбрало их зажигать души-свечи», и они делали это с честью

Надежда Владимировна Корнетова родилась в 1931 году в Любытинском районе. В семье помимо нее было еще шестеро детей, потому, когда исполнилось семь лет, в школу девочка не пошла – нянчила младшую сестренку. Училась грамоте у старшего брата – он ходил в школу. Желание овладеть знаниями было настолько сильным, что девочка самостоятельно научилась читать, выучила таблицу умножения, что, видимо, и помогло ей в дальнейшем стать преподавателем математики. А еще в их деревне жил учитель Василий Васильевич. Он часто приходил к ним в гости, заметив стремление девочки к учебе, начал с ней заниматься. 
В школу Надежда пошла в девять лет, училась охотно, с большим интересом, но через год началась война. Мать работала бригадиром, ее рабочий день начинался в 5 утра и возвращалась за полночь. Дети, как вспоминает Надежда Владимировна, с юных лет были приучены к труду и помогали родителям как могли: собирали в лесу ягоды и грибы, помогали колхозникам на сенокосе. В обязанность Наденьки входило замерять покос каждого работающего, записывать данные в ведомость и заносить в трудовую книжку. 
– В годы войны каждое хозяйство должно было платить налог, а денег не было – за работу давали только трудодни. И тут на выручку приходили дети. Рядом с деревней был аэродром, а в здании школы жили летчики. Они с удовольствием покупали от детей собранную малину. Вот так родители и рассчитывались по налогам, – вспоминает педагог. – Чтобы получить положенные 500 граммов хлеба, приходилось идти в магазин за 5 км, занимать очередь с вечера и сидеть всю ночь. За время войны мне дважды состригали волосы – не было мыла, чтоб их помыть. В бане мылись и стирали щелоком. 
Отголоски того сурового, голодного, военного времени еще долго имели место в жизни деревенских ребятишек. В школу Надюше приходилось ходить за 7 км, три из которых были лесом. В пятом классе девочка ходила одна, а на следующий год вдвоем со своей подругой, которая жила в такой бедной семье, что даже сапоги носила рваные. И когда ноги ее замерзали очень сильно, девчонки менялись обувью и шли дальше, пока не согреется. Так за дорогу происходило раза по три. 
Окончив семь классов, Надежда решила учиться в техникуме. Полная идей и энтузиазма, сама еще молоденькая, она с головой окунулась в новую для нее действительность. За всё девушка бралась с неукротимой энергией, большим энтузиазмом. После собеседования, в числе лучших, она была отобрана директором техникума на обучение на «Пионерское отделение» и уже после окончания 2-го курса начала работать отрядным вожатым в школах города, а после 3-го курса – старшим вожатым. В этой должности Надежда проработала три года, а потом стала преподавать математику. 
В 1955 году она заочно закончила учительский институт, а в 1961-м – педагогический институт. Она уже имела семью и вспоминает, что порой ногой качала кроватку с ребенком, а сама в это время писала контрольную работу в институт. В школе работала и завучем, и директором. 
В 1974 году Надежда перешла работать в Опеченскую среднюю школу, где ей пришлось вести еще и уроки музыки, предварительно закончив курсы в Новгороде. Становление педагога шло поэтапно. Она по крохам собирала для себя те приемы и маленькие секреты работы, которые давали положительный результат в деле воспитания и обучения детей. Уроки Надежды Владимировны воспитывали учащихся в духе коллективизма, творческой активности, трудолюбия. Ее отличали душевная доброта, любовь к детям и уважение к родителям. Как считает ветеран, эти качества ей удалось пронести через всю жизнь, щедро делясь ими с учениками. Ей всегда хотелось внести в жизнь своего класса что-то новенькое, интересное.
– Я любила свою работу и эта любовь передавалась детям, которых я обучала. Об этом они говорили своим родителям, которые неоднократно писали благодарности в мой адрес даже через районо! Можно открыть душу ребенка, зажечь огонь познания, добра, любви, а можно и навсегда закрыть путь к откровению, знаниям. Все зависит от мастерства, старания, умения педагога! – уверена ветеран. 
Один из самых сложных предметов – математику – Надежда Владимировна преподавала 35 лет. По ее инициативе в школе регулярно проводились олимпиады, ребята знакомились с биографией ученых-математиков, таких, как Софья Ковалевская, писали собственные сочинения – за что любят математику, оформляли тематические стенды. А их любимый преподаватель принимала участие в подготовке районных олимпиад, работала в жюри на областных олимпиадах, а в 1963 году была делегирована в Москву на Всероссийское совещание. За свою педагогическую деятельность Надежда Владимировна Корнетова имеет множество грамот, звание «Ветеран педагогического труда». Но главное богатство и награда – память о делах педагога, след, оставленный в душах детей, путь в бескрайнюю страну Знаний.
В завершение хочется опубликовать несколько строчек из присланного Надеждой Владимировной стихотворения. Они, как ничто другое, характеризуют эту жизнелюбивую женщину – педагога, посвятившую свою жизнь детям!
«Я еще не все сказать успела, 
Дочитать, дошить 
и песни спеть…
Впереди еще так много дела, 
Что, выходит, некогда стареть!»

7 августа Надежде Владимировне Корнетовой исполнилось 92 года. Здоровья Вам, уважаемая Надежда Владимировна, и хорошего отдыха, будьте такой же жизнелюбивой и энергичной!



Возврат к списку