По страницам школьного музея

13.09.2023
Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще склоняются к использованию музейного материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитанию уважения к культуре и истории родного края, поэтому общество и школа обращаются к активному звену в сфере образования и воспитания личности – музею.

О роли музея в воспитательном процессе молодого поколения в Перёдской школе задумались 22 года назад. В марте 2001 года здесь распахнул свои двери музей Учителя. Такое название он получил не случайно, ведь как бы ни менялась жизнь, главным человеком в школе всегда был и остается учитель. В случае Перёдской школы, это еще и то, что многие ее выпускники получили профессию учителя. Поэтому здесь решили, что их школа – «кузница педагогов». 
Мысль организовать музей пришла тогдашнему директору школы Анатолию Федорову. Он организовал сбор материала, продумал форму музея, стимулировал педагогов на его создание. А начиналось всё с трех столов, на которых разместили небольшое количество экспонатов, затем за каждым учителем закрепили стенд и его оформляли вместе с ребятишками. С тех пор здесь по крупицам собирают материал о богатом опыте учителей и администрации школы в разные периоды ее функционирования. 
В этом году школа отмечает свое 150-летие. Наверное, немногие учебные заведения имеют такую богатую историю. Чего только не выпало на ее долю: и революция, и Великая Отечественная война, и реформы, и наводнения. Информация обо всем этом собрана в школьном музее.
Хранительница музея Учителя – педагог Светлана Михайловна Эйхнер проводит здесь обзорные и тематические экскурсии и рассказывает обо всех значимых событиях школьной жизни. Старшие школьники часто вовлекаются в организацию и проведение музейных мероприятий. Здесь создан музейный кружок, где дети собирают и формируют материал по темам в отдельные папки. Кстати, есть здесь и папка, посвященная публикациям в газете «Красная искра», начиная с 1998 года. Приглашаются в музей и взрослые, чтобы они задумались о том, как воспитывать нынешнее поколение, используя традиции прошлой школы.
В настоящий момент в школьном музее открыты 25 постоянных экспозиций различной тематической направленности. Одна из самых значимых – под названием «Этапы большого пути» – посвящена школе. В ней отражена информация о развитии и становлении школы с момента первого упоминания о ней в 1873 году до настоящего времени, о ее первых учителях, попечителях, законоучителях. Например, попечителем школы в 1887 году был Модест Платонович Анечков, а с сентября 1905 года – зажиточный крестьянин Петр Иванович Баличев. А книги для школьной библиотеки были куплены помещицей Шаховской.
Перёдская школа всегда славилась трудовым обучением. В музее есть раздел, посвященный совместной работе колхоза «Россия» и школы, имевшей тесную связь с колхозом. Этому содружеству посвящена экспозиция «Производственная бригада». В школе была разработана четкая система трудового воспитания и профориентации: учащиеся работали на полях колхоза, проходили производственную практику на тракторах и фермах, посещали сельскохозяйственные кружки, которые вели специалисты колхоза «Россия».
В советские времена школа особенно славилась своей производственной бригадой, созданной в 1959 году на базе колхоза. И это было нормой жизни – ребенок не боялся труда. Посвященные колхозу материалы – самая настоящая история, притом очень давняя, поэтому учащиеся с интересом рассматривают многочисленные экспонаты: это и книга А. Шейкина «Колхоз «Россия», и альбомы с вырезками газет. На экскурсии ребята узнают много нового, например, что первый школьный автобус был получен за хорошую работу производственной бригады, много раз получали переходящее Красное знамя, а завоевав такое знамя три года подряд – школа получала его навечно. В витринах музея можно увидеть много таких знамен, и это результат работы производственной бригады.
В стенах музея обсуждают проблемы современной педагогики и изучают опыт и наследие прошлых поколений. Здесь проводились и уроки ИЗО, ведь одна из экспозиций посвящена сотрудничеству колхоза «Россия» со студентами Репинского училища искусств, а стены музея украшают замечательные картины, выполненные ими.
В коллекции музея очень много материалов, которые используются учителями по разным предметам: истории, литературе, географии, внеклассных мероприятий. Среди них документ за 1887 год «Очерк народного образования», в котором описана история Перёдской школы, здесь же хранится Устав школы за 1970 год.
Значительное внимание уделяется музеем сбору информации по истории «школьных династий», ведь во время экскурсий ребята часто дополняют информацию своими воспоминаниями о том, что им рассказывали о жизни школы папа, мама или бабушка с дедушкой, которые зачастую тоже когда-либо здесь учились. По словам Светланы Эйхнер, приятно, что дети это помнят и всегда во время экскурсии ищут здесь фотографии своих родственников, они ощущают свою сопричастность к предметам, фактам, конкретным людским судьбам. Все это, в конечном счете, способствует успешной реализации образовательно-воспитательных функций школьного музея. 
– Согласно проведенным исследованиям, некоторые «школьные династии» начинаются с прабабушек. Школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества (школа – близлежащие учреждения, общественные организации и, наконец, жители села, в том числе и родители учащихся, проживающих в Перёдском поселении.) В этом и заключается связь поколений в самом лучшем ее проявлении, – считает педагог.
Особое место в коллекции музея занимает экспозиция «Живу я в маленькой деревне», посвященная местному поэту Евдокиму Русакову. Также интересны и экспозиции, посвященные православному кружку «Родничок», спортивной базе школы, традициям спортивной жизни, школьным спортсменам и рекордам школы.
Сегодня школьный музей – это не просто собирание материалов, не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания учащихся, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности. Так, недавно в музее Учителя разработали два вида «квест-игры»: общую обзорную и для более узкой аудитории, требующую более углубленных познаний. Для участия в них руководитель музея и ее помощники приглашают всех желающих учащихся других школ города и района. Здесь уверены, что для них знакомство с музеем Учителя также будет интересно, поскольку им расскажут не только о школе, но и о тех традициях советского воспитания, которые были во всех школах того времени.
– Просто нам немного повезло, потому что у нас сохранился музей и всё это собрано здесь, отражено в экспозициях и можно посмотреть. Хочется, чтобы наши дети не были «Иванами, не помнящими родства», чтобы они обязательно знали историю своего села, своей школы, своего края! – считает руководитель музея Учителя Светлана Эйхнер.
Иногда можно услышать слова о том, что история небольшого села, маленькой сельской школы ничем не примечательна, и живут здесь совсем обычные люди, так что и гордиться-то особенно нечем. Подготовка экскурсий, бесед музеем Учителя помогает убедиться в обратном – музей занимает важное место в жизни учащихся и выпускников школы. Сюда приходят первоклассники в начале учебы, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни. Музей Учителя действительно является центром патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения и центром жизни школы. Ведь не зря считают, что «музей – это дверь в прошлое и окно в будущее!».


Возврат к списку