Инвестиции в интеллект

21.09.2023
Как образование может стать драйвером развития экономики регионов.

Ведущее деловое издание России «Ведомости» накануне открытия Чемпионата высоких технологий в Великом Новгороде опубликовало колонку губернатора Новгородской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» Андрея Никитина о развитии образования в регионе: как ставка на интеллект развивает новые механизмы экономики области. Материал приводим с небольшими сокращениями, с полной версией можно ознакомиться на сайте «Ведомостей».


За год до смерти Петр Великий распорядился посадить на Карельском перешейке корабельную рощу, которая в будущем должна была стать источником первоклассного материала для кронштадтских верфей. Тогда же, в 1724-м, император издал указ об основании Санкт-Петербургского университета. Лиственницы растут долго – несколько столетий, и в середине XIX века начавшаяся эра железных пароходов поставила крест на задумке императора. Но в год, когда, по планам Петра, в Линдуловской роще должна была начаться рубка первых деревьев, на кронштадтском рейде бросил якорь первый в мире арктический ледокол «Ермак», над концепцией которого работал выпускник и профессор Санкт-Петербургского университета Дмитрий Менделеев.
Эта история о том, что мы не можем предугадать всех деталей технологического развития, но, в любом случае, способны создать для него базу, воспитав тех, кто обеспечит движение вперёд.
Опыт руководства небольшим по населению историческим регионом, где нет никакой значимой добывающей промышленности, подталкивает меня к мысли, что драйвером роста для таких территорий, причём роста инновационного, должно быть именно образование.(…)
В 2017 году в Новгородской области началась перезагрузка региональной системы профессионального образования. Работодателей включили в состав конкурсных комиссий по установлению контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы, спросили их о реальных кадровых потребностях. Ежегодно перечень направлений обучения актуализируется с учётом потребностей рынка труда.
Сейчас Новгородская область входит в топ-5 субъектов РФ по синхронизации подготовки кадров с запросами рынка труда. Сегодня доля трудоустроенных выпускников новгородских колледжей и техникумов составляет 79,3% при плановом общероссийском значении 62,5%. В 2022 г. систему профобразования для дальнейшего обучения выбрали 86,3% выпускников наших школ, что наглядно говорит о росте востребованности и престижа среднего профессионального образования.
Что мы для этого сделали? Была проведена реновация учебной базы, создано 100 высокотехнологичных мастерских. В том числе не без помощи предприятий-партнёров, которые вошли в созданные при каждой образовательной организации попечительские советы.
Ключевое здесь как раз связка с производством. У каждого региона есть своя промышленная специализация, есть предприятия, хорошо известные ещё с советских времен. Для Новгородской области, например, это микроэлектроника и химия. В 2024 г. в Новгородской области будет создано три образовательно-производственных кластера для таких отраслей, как строительство, радиоэлектроника и химическая промышленность, что позволит в более короткие сроки подготовить востребованные экономикой кадры.(…)
Есть и ещё один аспект – развитие региональной системы образования. За последние пять лет отток молодёжи из региона сократился на 15%. По данным Росстата, с 2021 г. перестала расти общая убыль населения. С прошлого года наметился миграционный прирост. Задача, чтобы к нам ехали для поступления на конкретные специальности в определённые учебные заведения со всей страны, выполнима. В принципе, так было в Советском Союзе, где молодёжь проявляла гораздо большую мобильность, чем сейчас. (…)
Спрашивая работодателя, чему и как учить, государство, безусловно, не должно снимать с себя стратегическую роль: формирование стандартов и стимулов. Много качественных инструментов уже создано, ими надо пользоваться. Опыт работы АСИ помог региону активно включиться в чемпионатное движение WorldSkills. В 2017 г. в финале соревнования наши ребята стартовали с одной компетенции, а в 2022 г. Новгородская область заняла 11-е место в рейтинге регионов-участников. Развито 89 компетенций по различным направлениям подготовки. Только в финалах чемпионата приняли участие более 800 новгородских студентов и школьников, завоевав 32 награды.
Эта работа даёт результат. Вот молодой парень Никита Павлов из небольшого районного центра Холм в этом году окончил Новгородский строительный колледж. Студентом второго курса он принимал участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» и занял 1-е место. Уже на производственной практике Никита получил предложение о трудоустройстве. В следующем региональном этапе всероссийского чемпионата «Профессионалы» он участвовал в качестве эксперта. Сегодня Павлов работает на крупном промышленном предприятии, его заработная плата составляет более 50 000 руб. Для молодого, начинающего специалиста в небольшом регионе это совсем не плохо.
Не стоит также забывать, что система образования – не вещь в себе. Это серьёзная отрасль, сама создающая рабочие места, это большое количество людей, формирующее спрос. Поясню мысль на примере Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Основой развития региона и самого вуза является концепция «Город-университет». Она включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области. Что это значит? В частности, совместное с университетом строительство комфортного для студентов, молодых специалистов кампуса. Великий Новгород станет кузницей кадров, перспективным и выгодным местом для самореализации и проживания.
Сейчас университет занимает 1-е место в стране по приросту совокупного приёма. А ведь всего пять лет назад он был на грани закрытия. С 2017 по 2022 г. число обучающихся в университете выросло вдвое – с 7000 до 14 000 человек. Сегодня более 90% выпускников университета трудоустраиваются по специальности. По нашим прогнозам, к 2030 г. в системе высшего образования региона будет учиться почти 27 000 студентов, а после того как мы построим кампус и отремонтируем все университетские общежития, их число вырастет до 30 000.
Для Великого Новгорода с сегодняшним населением в 223 000 – серьёзная доля. Новгород помолодеет. Молодёжь будет формировать запрос на изменение городской среды, развитие сферы услуг, культуры, спорта. Появятся новые возможности для инновационных стартапов. Многие останутся здесь...
Но главное – концентрация образовательных учреждений создаёт ту самую интеллектуальную среду, без которой невозможно устойчивое технологическое развитие. (…) Так что, инвестируя в образование сегодня, мы обеспечиваем инвестиции в экономику территорий завтра.


МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Анастасия ЛЮТОЕВА, педагог-психолог ДОУ № 1, г. Боровичи:
– Отрадно, что в Новгородской области идёт перезагрузка региональной системы профессионального образования, меняется городская среда, происходит развитие сферы услуг, культуры и спорта.
Появятся новые возможности для инновационных стартапов, а значит, молодежь увидит перспективы развития у себя «дома».

Дарья КИСЛИЦЫНА, политолог, член Общественной палаты РФ:
– Хочу отметить региональную стратегию, основанную на образовательном процессе. Задача по мотивированию молодёжи остаться в регионе никуда не исчезнет, но перестанет быть первоочередной. Если будет сильная образовательная база, она сама по себе привлечёт людей. Будут заточенные на развитие предприятия и бизнес, будет сильная экономика. Это довольно инновационная стратегия. И очень смелая. Советское прошлое даёт нам примеры городов, у которых реализовать её получилось, – Новосибирск, Томск. Но контекст был иным. Сильная промышленная база, к примеру. 
В общем, статья – must-read для тех, кто интересуется региональным развитием. Мне – как политологу и, с недавнего времени, специалисту в госуправлении – интересно будет наблюдать за тем, как Новгородская область развивает систему образования. И как будет меняться экономическая ситуация.

Концепция «Город-университет» включена в стратегию социально-экономического развития Новгородской области. Фото пресс-центра Правительства области




Возврат к списку