Декорации в пространстве

19.08.2020
О проведении конкурса на архитектурную концепцию реконструкции областного драмтеатра ещё в прошлом году объявил губернатор Андрей Никитин. Глава региона назвал театр, проект которого подготовил архитектор Владимир Сомов, памятником эпохи. Но внешний облик здания, построенного в 1987 году и ставшего образцом советского модернизма, сегодня не соответствует статусу. Да и внутренние перемены необходимы.

Молодые и дерзкие
– Важно сохранить уникальную архитектуру здания и наполнить его  современным функционалом, – сказала заместитель председателя правительства региона Елена КИРИЛОВА на пресс-конференции, посвящённой старту конкурса.
Именно поэтому творческое состязание решено провести среди молодых российских архитекторов, заявила Елена Мандрыко, управляющий директор КБ «Стрелка», оператора конкурса. И добавила, что у архитекторов молодость продолжается до 45 лет. 
– Представителям этого поколения проще соотнести себя с великой идеей другого автора, хотя мы понимаем, что не всякому молодому архитектору может хватить опыта, – сказала Елена МАНДРЫКО. – Потому пригласили международную звезду, наставника, который будет сопровождать подготовку проектов, – Роджера Уотсса, директора британского архитектурного бюро «Хейворт томкинс». Он специализируется на театральных объектах. 
По итогам первого этапа, который завершится к середине сентября, планируется выбрать 15 участников. После того как в начале октября они представят видение реконструкции, в новый этап выйдут три автора. Победителя определят в декабре. 

Сцена-трансформер
О кардинальной перестройке театра речи не идёт. Дарья Александрова, главный архитектор Новгородской области, допустила, что возможно появление обзорных площадок, поскольку такое необычное здание театра необходимо превращать и в объект туристского интереса. 
Худрук новгородского областного театрально-концертного агентства, Заслуженный артист Российской Федерации, много лет служивший в новгородском театре Даниил Донченко очень надеется, что во время реконструкции в театре восстановят трёхчастную сцену, которую спроектировал Сомов, но которой уже давно не пользуются.   
– Такая конструкция не только давала режиссёру возможность осуществить любую задумку, но и делала зрителей непосредственными участниками действа, так как половина зрительного зала сидела практически на сцене, – сказал Владимир Сомов три года назад в интервью интернет-порталу «Стрелка». 
Архитектор придумал более 16 вариантов трансформации сцены. Помимо типового варианта, когда используется только центральная часть, можно было применять поворотные круги. Они давали возможность показа действа в непрерывном движении. При помощи выдвижных стенок можно было задействовать две боковые сцены. А широкие пандусы, которые связывают сцену с внешним пространством, позволяли заехать на сцену на автомобиле и даже на танке.

В красных тонах 
Но если бы строители воплотили замысел Владимира Сомова полностью, то здание театра выглядело бы ещё более удивительно. Стены  планировалось покрасить в красный цвет, но не получилось. Секретом создания цветного цемента в СССР не владели. Единственной возможностью было использование английского цемента, но он был слишком дорог. Поэтому остановились на белом цвете.
И всё-таки Сомов был уверен: здание театра стало продолжением новгородской архитектурной традиции.
«Все формы новгородской архитектуры – мягкие, круглые, пластичные, – говорил архитектор. – Их я брал за основу». 
При этом Сомов «разрезал» арки, которые окружают театр по периметру, превратив их в декорации. По его замыслу, погружение в театральную атмосферу ждало зрителей ещё на подходе к зданию. Театр со свободным, почти тотальным сценическим пространством был главной целью автора проекта. Елена Мандрыко сказала на встрече с журналистами похожие слова. Победитель конкурса должен обеспечить максимальное количество степеней свободы для тех, кому театр станет домом.
Елена КУЗЬМИНА. 

Фото с личной страницы Андрея Никитина ВКонтакте.

Возврат к списку