УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

27.10.2022

Путешествие по религиозному Санкт-Петербургу. 

Начало по ссылке https://газета1919.рф/news/culture/udivitelnoe_ryadom/


Нашему корреспонденту посчастливилось принять участие в 4-дневном пресс-туре, организованном комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга совместно с епархиальной паломнической службой и правительственным изданием «Петербургский дневник».
В первой части речь шла о православный храмах и обителях, а сейчас мне хочется познакомить читателей с другими конфессиями города на Неве. 

Часть II. О ПРОПАВШЕМ КОВРЕ И ПОХОДНЫХ КОТЕЛКАХ ФАБЕРЖЕ 

Посмотреть на молитвенные дома буддистов, мусульман и иудеев было довольно интересно, равно как и послушать тех, кто исповедует эти религии. 
Мусульмане обосновались в северной столице ещё во времена Петра I. Поселение татар, приехавших на строительство города, получило название татарской слободы. В XIX веке в Петербурге насчитывалось около 2,5 тысяч мусульман, однако мечеть строить не разрешали. Изданный в 1905 году манифест о свободе вероисповедания сменил гнев на милость. Николай II подписал разрешение на строительство. 
Соборная мечеть построена в стиле «северный модерн» и напоминает мавзолей Тамерлана в Самарканде. Главный купол и завершения двух минаретов облицованы изразцами из технического фарфора, по рисунку напоминающими ковёр Средней Азии. 

Ф. 1-2.JPG

Нарядная, величественная снаружи, внутри мечеть довольно скромна. Пустые белые стены, мебель практически отсутствует, на полу ковёр – пока технический, на время реставрации. 

Ф.2-2.JPG

Кстати первый ковёр для центрального зала был подарен самим эмиром Бухарским. Ручной работы, он занимал площадь коло 400 кв. метров. Но в советские времена бесследно исчез. В разные годы этого периода в мечети размещались пекарня, овощехранилище, склад для медикаментов. Однако люстра сохранилась нетронутой со времён основания мечети. 

Ф.3-2.JPG

Верующим мечеть вернули в 1955 году – после посещения города на Неве президентом Индонезии Ахмедом Суккарно. Этот факт до того грел души индонезийцам, что, в конце концов, они убедили себя, что Суккарно и вовсе был основателем этой самой мечети. Так, по крайней мере, нам рассказывал активист мечети Амир Панчеев. Сегодня мусульманская община города насчитывает не менее 500 тысяч человек. 
Буддистов, конечно, гораздо меньше. Традиционные буддуисты – буряты, калмыки, тувимцы. Саян лама, который проводил для нас экскурсию по дацану, родом из Бурятии. После окончания Бурятского буддийского университета, он попал сюда по распределению, да так и остался. 

Ф.4-2.JPG

Всего же в дацане – около 20 лам. Они открыты для общения, и даже ведут приём в закреплённом за каждым монахом отдельном кабинете на третьем этаже дацана. Кстати, здесь можно увидеть витражи, выполненные по эскизам Николая Рериха – знаменитого художника, философа и археолога, который исследовал и Боровичский край. 

Ф 5-2.JPG

Монастырь, а именно так переводится слово «дацан» – непривычно ярких цветов, с преобладанием красного. Тут есть и обтянутые кожей барабаны и большая морская раковина, которые ламы используют во время прочтения мантр. 

ф. 6-2.JPG

Перед зданием – красные металлические барабаны. Монах, двигаясь обязательно по часовой стрелке, приводит их в движение и таким образом, как бы запускает во вселенную написанные на барабанах молитвы. Тут же ритуальная курильница для задабривания вредоносных духов. И множество развевающихся на ветру молитвенных тибетских флажков с изображением «коня ветра» – символа жизненной силы. 

ф 7-2.JPG

Всё это невольно навеяло мысли о мистике. А вот сами ламы произвели очень приятное впечатление – дружелюбные, спокойные, простые. Основные практики буддистов, по словам Саяна ламы, – дисциплина, сострадание и мудрость. 

Ф 8-2.JPG

Большая хоральная синагога построена в Петербурге в конце XIX века на месте «еврейского квартала» по разрешению императора Александра II. Созданная в мавританском стиле, она отсылает нас к золотому веку еврейства в средневековой Испании. Правда, первоначально проектом предусматривалось гораздо большее здание, однако дабы оно не слишком выделялось на фоне многоэтажек города и не затмевало православныхе святыни – размеры заметно уменьшили, чем, конечно, обидели евреев.

Ф 9-2.JPG
  
Надо сказать, что строительство главной в России синагоги затянулось на 15 лет. За это время наиболее благочестивые иудеи успели построить во дворе, за недостроем, малую синагогу. О ней мало кто знает, но нашу группу провели и туда. Принцип тот же: скамьи в два ряда, посреди зала возвышение, на котором разворачивают свиток Торы, на стенах – древнееврейская вязь. 
Экскурсию для нас проводил помощник главного раввина Дмитрий Столов, проработавший 22 года директором еврейской школы. Он пояснил, что хотя синагогу часто и называют храмом, исторически это не верно. Иерусалимский храм – единственный центр религиозной жизни евреев – был разрушен в VI веке. Соответственно, рукоположение в священнослужители после этого прекратилось. 

Ф. 10-2.JPG

Синагога – лишь место собрания, где евреи могут соборно помолиться, пообщаться между собой и отметить религиозные праздники. Кстати, на один из них нам как раз довелось взглянуть. Евреи отмечали Суккот – праздник кущей. В наскоро построенных шалашах с крышами из елового лапника (и это в мегаполисе!) евреи, кучкуясь семьями или большими компаниями, вкушали принесённое из дома угощение и пили какой-то ароматный, дымящийся напиток с пряностями. С любопытством рассматривали нас юноши с пейсами, подносили к столам пакеты с едой мужчины в чёрных ермолках на макушке, важно наблюдали за происходящим почтенные длиннобородые раввины в чёрных костюмах и чёрных шляпах с полями. Этот праздник – есть дань ветхозаветному сюжету, напоминание о шалашах, в которых жили евреи во время 40-летнего блуждания по пустыне с Моисеем после исхода из Иерусалима. 
Поскольку пребывание в молитвенных домах других конфессий воспринималось мною как посещение музеев, в этой главе я хочу рассказать ещё об одном, теперь уже действительно музее в прямом смысле слова, который мы посетили во время тура по религиозному Петербургу. Это музей христианской культуры.

ф 11-2.JPG

Современное пространство с мультимедийными этикетками, сенсорными столами, необычным оформлением открылось лишь в прошлом году. В восьми залах музея насчитывается более 700 экспонатов из частных коллекций, и это не только иконы и древние церковные книги. Здесь немало ювелирных изделий и даже домашней и походной утвари. 
Уже в первом зале, посвящённом иконам Ветхого и Нового заветов, посетители имеют возможность оценить оригинальность экспозиции. Отсутствие центрального освещения, тёмные стены и специальная подсветка икон создают впечатление божественного света, исходящего от святынь. Один из главных экспонатов здесь – икона «Господь Вседержитель» высотой более 2 метров. Произведение старообрядческой культуры. 
В зале, посвящённом Николаю Чудотворцу, можно увидеть весьма редкие паломнические сосуды разной формы, расписанные вручную.

Ф.12-2.JPG

Приковывает взгляд и необычная деревянная фигура (не икона!) Николая Чудотворца в киоте XVIII века. Киот, старательно украшенный бисером и стеклярусом, явно пережил пожар.

 Ф.13-2.JPG

Интересно было побродить по залу «Итальянское возрождение» с библейскими сюжетами, принадлежавшими кисти высококлассных мастеров Боттичелли, Рафаэля, Бернардино Луини, последователей Леонардо да Винчи. 
Один из залов посвящён царской семье Николая II. Посуда, альбомы, памятные семейные иконы, одежда, детские лыжи, саночки, колыбелька, разные милые вещицы – подарки императора членам семьи. А портрет дочери Анастасии кисти Николая II позволяет взглянуть на государя как на талантливого художника.

ф 14-2.JPG

Ф15-2.JPG

Тут же можно увидеть и роскошные изделия фирмы Карла Фаберже – придворного ювелира царя. 

16-2.JPG

Кстати изделиям этой знаменитой на весь мир фирмы посвящён отдельный зал музея. И что, как мне кажется, в нём особенно ценно – центральная витрина с котелками, кастрюлями, черпаками и самоварами. Во время Первой Мировой войны предприятие, желая помочь нашим солдатам на фронте, как и многие производства перестроилось на военные рельсы. Так вместо изящных ювелирных украшений и роскошных вещиц, здесь стали отливать нужную фонту утварь, создавать оптические приборы и даже военные телеграфы. Вот что значит «в едином порыве».

Ф 17-2.JPG

… Впереди вас ждёт рассказ об удивительных святынях Тихвина и Старой Ладоги. 

Наталья ЧУРА. 
Фото автора. 


Возврат к списку