ПЕЧАТНЯ В СОПИНАХ

20.10.2016

Геракл и Пушкин

Хозяин встречает нас извинениями (не успел протопить печь) и приглашает в выставочный зал, где развешено более пятидесяти гравюр. Вот сцена битвы на Неве, а вот Геракл совершает свой очередной подвиг. Здесь же портреты Гоголя и Пушкина, герои их произведений. Много сюжетов из басен Крылова. Увлечённо и с удовольствием рассказывает Николай Иванович о запечатлённых сценах. Сыплет цитатами из произведений классиков, восхищаясь метким, образным словом.

 Некоторые из его работ созданы специально для печатных изданий – детского журнала «Сибирячок», сборника братьев Стругацких, поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина. Однако большинство работ – самостоятельные произведения, и совсем не обязательно на «книжную» тему. Здесь и Сопинский храм, и дом петербургских художников в деревне Федово (Кончанско-Суворовское поселение), и интерьеры их сгоревшего особняка в Рыбацком.

«А эти произведения написаны по впечатлениям от поездки в Венгрию в 1973 году», – Николай Иванович показывает две гравюры: на одной – мотоцикл, расписанный яркими цветами, на другой – солист молодёжного ансамбля с «кричащей» внешностью. В Советском Союзе лицезреть такое не доводилось.

Практически все работы художника – цветные, подкрашенные акварелью уже после оттиска на бумаге. Вглядываясь в них пристальнее, замечаю – одни более чёткие, академичные, другие – гораздо вольнее, и, на мой взгляд, харАктернее… «Я работаю в техниках резцовой гравюры и «сухой иглы», есть немного и линогравюр», – объясняет художник, однако мне, человеку далёкому от искусства книжной графики, эти слова кажутся просто «абракадаброй».

Но вот мы переходим из выставочного зала в мастерскую, и, наблюдая за тем, как рождается гравюра, я начинаю понимать, что такое офорт, фасета, сухая игла, клише…

 

Рождение гравюры 

Мастерская Николая Ивановича – это небольшая комната, центральное место в которой занимает печатная машина. Рядом – несколько столов с инструментами и необходимыми для работы материалами. Сначала надо создать эскиз, затем вырезать произведение на «доске» и «скопировать» его на бумагу. Тут нужны не только художественные способности, но и физическая сила, а также знания законов физики. Всё это демонстрирует нам Николай Иванович.

В его руках цинковая пластина с «выцарапанным» сюжетом из сказки о Буратино. Создавалось изображение с помощью специальной офортной иглы. Художник берёт чёрную краску и «забивает» её в штрихи картины, затем зачищает зубным порошком «фасету» (скошенные боковые грани пластины) и кладёт «доску» на офортный станок, накрывая влажной бумагой и фетром. Творение прокатывается под валом и под давлением отпечатывается на бумаге. Вот она – гравюра! Теперь время оценки и доработки. Где-то штрихи нужно сделать глубже, где-то наоборот сгладить. Поскольку изображение на бумаге получается зеркальным, корректировать гравюру приходится, глядя на отражение оттиска в зеркале. Сделав отпечаток после доработки, автор остаётся доволен.

Воспользовавшись случаем, я тоже приложила руку к созданию гравюры: покрутила станочное колесо во время оттиска портрета Суворова. Портрет создан автором на медной «доске» в 1991 году. Техника его исполнения уже абсолютно другая: «клише» создано с помощью специальных резцов. Такие произведения гораздо долговечнее тех, что выполнены сухой иглой. Тираж их оттисков может доходить до 250, тогда как в первом случае – максимум до сорока.

Подобные мастер-классы Николай Иванович несколько раз проводил и для ребятишек Кончанской школы. Восторгу их не было предела. Теперь на книжные иллюстрации кончанские школьники смотрят со знанием дела.

…Для четы петербургских художников «сопинский» сезон подходит к концу. Зиму они проведут в северной столице – творя, участвуя в различных выставках и пленэрах. В их планах в новом сезоне – объединить картинную галерею и графическую мастерскую в Сопинах в единый культурный центр, который будет принимать туристов. Кстати, выбор зданий для галереи и мастерской – не случаен. Они принадлежали Суворовской учительской школе, основанной ещё 120 лет назад. Построенная для просвещения, школа сегодня обретает второе дыхание.

Наталья ЧУРА.


Наша справка.

Николай Домашенко окончил Иркутское училище искусств в 1967 году. Участвовал в художественных выставках в СССР, Германии, Монголии, Франции, Венгрии, Польше, Чехии. С 1971 года – член Союза художников СССР. Его работы находятся в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, Иркутском художественном музее, Алтайском краевом музее изобразительных искусств и многих других. Гравюрам Домашенко присущи романтическая приподнятость, совершенство формы, изысканность рисунка.


Возврат к списку