ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР НУЖЕН КАЖДОМУ…

09.06.2016

В одном из писем Сенеки к Луцилию философ говорит своему молодому другу, что для счастливой жизни человеку требуется два необходимых условия: хороший доктор для врачевания тела и духовник для врачевания души. А поскольку за многие сотни, даже тысячи лет человек мало изменился к лучшему, несмотря на данные Христом заповеди и кодексы чести, придуманные самим человеком, то совет этот остается универсальным на все времена.

В 1991 году ко мне пришло неизбывное горе – от неизлечимой болезни умер единственный семнадцатилетний сын. Тогда я, по русской пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», пришла в единственную действующую тогда в Боровичах церковь Параскевы Пятницы в Ланошино и там впервые увидела архимандрита Ефрема. В ту пору я нигде не работала. В холодном 1990-м потерять работу было легко, а устроиться на новую невозможно. Однако, я ушла из церкви, будучи уже принятой в нее на работу в качестве катехизатора.

…Новая власть вдруг объявила духовную свободу вероисповедания, и тысячи людей, на семь десятков лет отлученные от церкви, стали массово креститься. Им, взрослым людям, надо было объяснять элементарные вещи: значение таинства крещения, сущность православия, отличие его от других конфессий, апологеты которых ринулись в новую Россию завоевывать души и сердца уставших от неверия и бездуховности свободы людей.

Многие из приходивших к таинству крещения говорили, что подвигла их к этому личность архимандрита Ефрема. Оказывается, за время своего служения он многим помог в жизни: кому – деньгами, кому – разумным советом, кому – просто сердечным участием, беседой, отеческим вразумлением. Проявляя участие к своим прихожанам, он действительно участвовал в жизни каждой конкретной семьи, оберегая людей от необдуманных поступков, могущих повлечь за собою как суд земной, так и суд небесный.

Общение священника с паствой обогащает не только паству. Отец Ефрем рассказывал мне, как много он узнал о боровичском святом Иакове Праведном от своих прихожан. Например, о том, что в Великую Отечественную войну две верующие женщины обошли с иконой Иакова Праведного весь город, и боровичане считают, что именно поэтому на город не упала ни одна бомба. Таким образом спасли город от бомбежек и массовых разрушений. Они рассказывали ему о святых местах – святынках, праздниках, которые праздновались боровичанами, определив тем самым шаги к восстановлению всего утраченного за 70 лет.

Будучи благочинным Боровичского округа Новгородской епархии, который составлял в ту пору добрую ее половину, объединив Мошенской, Пестовский, Любытинский и Хвойнинский районы, архиепископ Ефрем должен был много ездить по району, а машины у него не было. Я предложила свои услуги в качестве водителя «Запорожца», оставшегося в нашей семье после смерти отца – инвалида войны. И вот на 30-лошадной «консервной банке» мы объездили все благочиние. Каждый месяц ездили за свечами и литературой в Новгородскую епархию. Отец Ефрем некоторое время по приезде из Одесской области, где он жил, служил в Новгороде, а позже приезжал на совместное служение с епископом Львом в Софийский собор, бывшие прихожане обязательно приходили туда. И когда начиналось причастие, к отцу Ефрему выстраивалась огромная очередь – все хотели причаститься у своего батюшки.

Мне много приходится слышать о сребролюбии священников, о том, что они, призывая свою паству к ограничениям, сами живут на «широкую ногу». Я на это могу ответить, что знаю другие примеры. После наших совместных поездок на «Запорожце» по святыням Боровичского края православная Юлия Даничек сказала, что такой машины она никогда не видела. Уехав в Америку, Юлия рассказала о своем путешествии, и американцы собрали и прислали с оказией – с учительницей английского языка Прокофьевой Маргаритой из 1-й школы, которая возила в Бингамтон наших школьников, 5000 долларов на хорошую машину для архимандрита Ефрема. Когда деньги пришли, отец Ефрем спросил меня: «Таня, что делать?». «Так машину покупать надо. Давайте отправим какого-нибудь сведущего человека в Петербург, и пусть купит нам хорошую машину», – ответила я. А отец Ефрем говорит: «У меня открывается Успенский собор, там нет паникадила. А в Киеве их хорошо делают». «Это, батюшка, как вы решите», – сказала я. И через неделю он сказал: «Я решил так: машина у меня еще будет, а паникадила я уже заказал». В Боровичи привезли четыре паникадила, которые украшают Успенскую церковь, а одно паникадило отец Ефрем послал во вновь открывающуюся церковь в Малой Вишере Дмитрию Шкоднику, с которым тоже когда-то вместе работал…

К 60-летию боровичане подарили отцу Ефрему машину.

При непосредственном участии отца Ефрема восстановлена Успенская церковь в селе Опеченский Посад, ктитором которой был житель деревни Владимир Вениаминович Глездунов. Отец Ефрем был с ним очень дружен. Виталий Константинович Зыков пригласил отца Ефрема освятить церковь, которую построил в Сосновке. Архимандрит Ефрем находит общий язык и с властьимущими. И, как правило, они идут ему навстречу. Так, строительство на площади 1 Мая нового очага культуры началось именно потому, что долгие годы отец Ефрем беспокоился о судьбе Троицкого собора, превращенного в городской Дом культуры. И сейчас отец Ефрем прилагает все силы для того, чтобы строительство культурного центра продолжалось, а в подвале здания ГДК идут молитвы о восстановлении храма.

Мне не раз приходилось бывать с владыкой в разных компаниях. И какая бы ни была аудитория, о чем бы ни говорили за столом, отец Ефрем всегда умел поднять разговор на высокий уровень. Все начинали говорить о духовном: о предназначении человека, о Боге, о житиях святых.

У человека есть потребность рассказать о себе, все свои тайны. Почему мы так искренне рассказываем попутчику в поезде все, что накопилось на душе? Потому что очистительный разговор нужен каждому из нас. Священник должен быть таким человеком, которому хочется рассказать, как незнакомому спутнику, всё, до последней капли. Боровичанам повезло, что у них есть такой пастырь, которому можно рассказать без утайки обо всем наболевшем, обо всех проблемах, поведать все тайны.

На праздниках за общей трапезой заходили разговоры на различные темы. Прихожане спрашивали: «Батюшка, а почему в Евангелии говорится, что пастырь оставляет свою паству ради одной овцы и идет на ее поиски. Как же остальная паства?». И отец Ефрем отвечал: «А вы думаете, что церковь – это стены? Здание? Нет! Церковь – это вы! Где собрались трое православных, там и Бог среди них! Он наш настоящий пастырь. И пока я спасаю одну заблудшую овцу, вы сохраняете саму церковь и продолжаете служить Христу. И он вместе с вами». «А что такое «малое стадо»?». «Вы и есть – «малое стадо». В Боровичах 50 тысяч населения, а в церковь приходят 100 человек. Получается – от 500 человек – один только в церкви, одна пятисотая. Это очень мало. Но вы – те, на которых держится вся вера. Разве подвиг Матросова совершили все? Он один бросился на амбразуру, а потом уже ему стали подражать многие. Разве с иконой Иакова праведного множество людей обошли город в войну? Нет, только две женщины. Вот это и есть – «малое стадо». Мал золотник, да дорог. Вот недавно мы похоронили Варвару Гавриловну, а помните, как она на одной ноге прискакала в Пасху в церковь? Вот оно – «малое стадо». Я помню, как Никита Хрущев сказал, что он покажет по телевизору всем жителям России последнего попа. Но чтобы показать последнего попа, нужно найти последнюю бабушку. Пройдет несколько лет, и те девочки, которые бегают сейчас по церкви, превратятся в бабушек, наденут платочки и будут сохранять церковь так, как сейчас ее сохраняете вы. Бабушки вечны, их не изжить. Потому что в старости перед людьми встает вечность, и люди начинают задумываться о переходе туда, а не о том, что делается здесь, на земле. Вот это и есть «малое стадо».

В 1997 году Владыка Лев назначил архимандрита Ефрема игуменом Валдайского Иверского монастыря. За годы его игуменства монастырь совершенно изменился, был капитально отремонтирован. В 2012 году отец Ефрем посвящен в сан епископа и вскоре возглавил Боровичскую епархию. 1 мая 2016 года ему исполнилось 75 лет. Многие, многие вам лета, дорогой Владыка!

Татьяна КУЛЬПИНОВА,

бывший редактор газеты «Красная искра».



Возврат к списку