ЭСКИЗЫ И ПРЕЛЮДИИ
Ольга Соловьёва запомнилась боровичанам по прошлогодним выступлениям с произведениями композитора Анатолия Лядова в рамках традиционного фестиваля искусств. Она – эксперт по творчеству музыканта: сыграла и записала на CD все его произведения и наброски (и из архивов – тоже), участвовала в редактировании книги воспоминаний о композиторе. И вот приехала, чтобы открыть нам новое имя…
Алексей Станчинский (1888-1914) мало известен даже музыкантам. Он скоропостижно скончался в возрасте 26 лет, но оставил после себя разнохарактерные, в основном – фортепианные произведения, в том числе, совершенно новые по жанру – «эскизы» и «прелюдии-каноны». Алексей Владимирович точно так же, как Анатолий Лядов, черпал вдохновение в народных песнях: собирал их и нередко использовал в своих произведениях.
На концерте прозвучали ранние сочинения композитора, написанные в начале 1900-х годов. Это несколько прелюдий, пьесы – мазурка, юмореска, ноктюрн, этюд, песни без слов, первая соната композитора. Каждое из произведений – порывистых, «обрывочных», несколько нервозных или глубоко лиричных и душевных – вызывало бурю эмоций… Не верилось, что написал их 15-19-летний юноша.
Музыка перемежалась с рассказом ведущего вечера, руководителя Общества им. Б.А. Чайковского Игоря Прохорова об истории написания произведений. Так, например, присутствующие узнали, что на оригинальной рукописи одной из исполненных на концерте песен значилось: «1904 год. Лето… Сочинено в лесу. Записано без фортепиано. Целиком на месте». Разве не удивительно?
Валерия АРСЕНТЬЕВА.