ВСТРЕЧА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ XIII ВЕКА

16.07.2015

Предыстория события такова. Экспедиция Русского музея весной 1961 года обнаружила в селе Любони Боровичского района несколько интересных памятников XII-XIII веков, среди них – «Никола в житии», «Богоматерь Одигитрии» и «Чудо Георгия». Все они были вывезены в Русский музей, и со временем обследованы и отреставрированы. А недавно, благодаря большой работе Боровичского филиала Новгородского государственного музея, боровичской епархии и спонсорской помощи директора ООО «Элегия» Андрея Никитина, иконы вернулись в Боровичи – в «электронном виде», что позволило выполнить точные фотокопии этих древних произведений русской живописи. В начале июля они были выставлены в музее, и их могли увидеть все желающие.

Благодаря им, боровичане познакомились с древними святынями.JPG

Расскажем немного об одной из них – иконе «Никола в житии». Она является образцом русской домонгольской живописи, того ее направления, «которое не следовало византийской школе, а имело ярко выраженные русские народные основы». Так пишет в своем заключении реставратор Русского музея Н.В. Перцев, отмечая, что икона выполнена на доске из двух частей – липовой и дубовой, имеет размер 140 на 90 сантиметров. Рассматривая икону, обращаешь внимание, что изображение чудотворца окружают двенадцать житейных клейм. Специалисты говорят, что в них нет композиций, посвященных Преставлению и Перенесению мощей святого, что делает икону уникальной и дает основание утверждать, что она выполнена во времена, когда еще не была установлена строгая регламентация тематики. «При всем лаконизме и некоторой примитивности многие клемма полны экспрессии и психологической выразительности, что наглядно проявляется в сцене «Изгнание беса».

После демонстрации в музее фотокопия передана в Любони.

Много нового узнали собравшиеся в этот день в музее и о каменном древнем кресте, хранившемся в Троицком соборе, а в 30-е годы после закрытия собора переданном в Боровичский краеведческий музей. Оттуда его увезли в Русский музей для участия в выставке. В акте передачи от 28 ноября 1940 года было указано: «по истечению срока крест будет музеем доставлен на место». Начавшаяся Великая Отечественная война помешала возвратить крест. В последствие все попытки тогдашнего директора музея Сергея Николаевича Поршнякова вернуть крест в Боровичский музей не увенчались успехом: его письма попросту оставались без ответа.

Этой древнерусской скульптуре, датируемой XIII веком, сохраненной историей и людьми, посвящено исследование Н.Г. Порфиридова. Боровичский крест вырезан из плиты известняка-ракушечника, его высота 1,26 м, ширина 0,81 см. Крест в круге представляет исключительный интерес своими рельефными изображениями. В центре – поясное изображение Христа, справа и слева от него в молитвенном предстоянии изображены богоматерь и предтеча. На верхнем и нижнем концах креста – поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила. Ниже – четыре фигуры святых в полный рост, расположенные в ряд, с указанием имен: Софоний, Никола, Лукьян и Лукерья. Кем заказан и выполнен крест неизвестно. Но отсутствие связи между святыми говорит о том, что их выбор всецело зависел от заказчика. Исследователи отмечают, что «фигуры здесь построены умело и строго». «Плоскостность резьбы, присущая произведениям народного русского искусства, свойственна и Боровичскому кресту. Однако она не имеет ничего общего... с фольклорностью, патриархальным простодушием, он несравненно более профессионален и, если можно так выразиться, «академичен».

Подобных памятников истории и культуры сохранилось не так много, поэтому значение боровичских святынь велико, они фигурируют во всех каталогах древнерусского искусства, ученые-искусствоведы посвящают им свои исследования. Познакомить с ними боровичан – и было главной задачей энтузиастов.

Любовь НИКОЛАЕВА.

Фото Константина

Яковлева.


Возврат к списку