ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ – ДЕЛАТЬ ДОБРО

15.04.2016

– Мой отец – из зажиточных, с руками мужик был, – рассказывает Николай Васильевич, – мог и лошадь подковать, и кадку сделать, и сапоги сшить. Со всей округи к нему за помощью шли. А в колхозе всегда избирали председателем ревизионной палаты – за грамотность. Он окончил четыре класса церковно-приходской школы. 
Родился Николай Васильевич в деревне Рыкулино Мошенского района. Кроме него в семье было ещё семеро детей. Деревянный дом на две половины, большое хозяйство, пасека... Понимая важность образования, отец заставлял учиться и своих детей. Школьные годы Николая Васильевича пришлись на военное время. Голод не помешал освоению наук. По всем предметам, кроме русского языка, было «отлично». В десять лет он, наравне со взрослыми, работал в колхозе. Вместе со старшей сестрой Анной за сезон вспахивали около 40 гектаров земли – зарабатывали трудодни. Сестра была пахарем, он – погонщиком, управлял лошадьми. Николай Васильевич вспоминает, как поле оглашалось стонами и плачем, когда в деревню приходила очередная похоронка… На войне погиб его старший брат, мужья двух сестёр… 
В 1946 году Николай Васильевич поступил в Боровичский дорожно-механический техникум, на специальность «техник-строитель дорог, мостов, технических зданий». Как и в школе, математика, геометрия, физика были любимыми предметами. 
– С едой только плохо было, постоянно голодный ходил. В выходные придумывал, к каким бы ещё родственникам сходить чайку попить. Однажды с дружком нашли сто рублей. Наелись тогда в ресторане, ещё и по пачке «Беломора» купили – для баловства.
После окончания техникума полтора года работал в Курганской области, куда попал по распределению, а затем всю жизнь трудился на благо Боровичского района. Исключение – два года армейской службы в Белоруссии. В Боровичский райдоротдел пришёл прямо в армейской форме. Через год после курсов повышения квалификации в Саратовском дорожном институте был назначен старшим инженером, а ещё год спустя – главным. Многие годы он возглавлял Боровичское ДЭП Управления автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
– 1960-1990-е годы – это «золотой век дорог». Талантливым руководителем «Новгородавтодора» был Захар Николаевич Дряницын. Дороги при нём были отличные. Всё делалось по уму. А у нашего предприятия: что ни пятилетка – то награда. В Боровичах было очень много хороших дорожников… – Николай Васильевич показывает мне фотографии построенных по его проектам деревянных мостов и дорог с абсолютно ровным асфальтовым покрытием… Вздыхает: больно видеть сегодняшние разбитые дороги…
Имя Николая Васильевича есть в биографическом справочнике «Дорожники Российской Федерации», где отмечены и его главные награды и звания: Заслуженный строитель РФ, Почётный дорожник, кавалер ордена «Знак Почёта». С 1997 года дорожник Гаврилов – на заслуженном отдыхе. В свои 85 он по-прежнему бодр духом и полон энергии. Засиживаться дома не привык. Любит рыбалку, лесные прогулки, до сих пор водит автомобиль. Сейчас вовсю готовится к полевому сезону: подоконники заставлены рассадой, в ящиках прорастает семенной картофель. Урожай с огорода обычно богатый, много овощей, клубники, смородины, яблок. Приедут к дедушке внуки – а он их клубничным вареньем попотчует или компотом из сушёных яблок угостит. И дочками, и внуками Николай Васильевич гордится. Говорит, они у меня замечательные. Несомненно, то же самое и они могут сказать про своего отца и деда, который всю жизнь живёт по совести и строго следует принципу: главное в жизни – делать добро. 
Наталья ЧУРА.




Возврат к списку