БЕРЕСТЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕР
04.03.2021
Татьяна Константинова – одна из тех редких мастеров, что не творит на поток, а продолжает традиционный народный промысел Новгородчины.
Берестяным ремеслом она увлекается 12-й год. И это не только привычное берестоплетение, но и более древний способ изготовления изделий – из пластовой бересты.Причём Татьяне важно делать всё «по науке», так, как делали наши предки. Она не использует в своих изделиях клея, металлических гвоздей и прочих крепежей кроме природных. Не усердствует с декором, помня, что, в первую очередь, изделие должно быть практичным и функциональным. И видит в берестяном промысле связь времён и поколений.
– Вот прадед мной Павел Прокопьевич Павлов наследство оставил! – Татьяна показывает потемневшие от времени лапти 45-го размера, небольшой берестяной футляр хитрой формы и кованый костыг (кочадык) – главный инструмент берестяных дел мастеров.
Этот изогнутый, плоский на конце крюк Татьяна и сама использует в работе. Говорит, особенно им удобно плести крупные изделия – лапти, короба, пестери (заплечные сумки), горлатки. Для изделий же поменьше она использует и самодельные костыжки, изготовленные, к примеру, из обычной отвёртки. Главным в работе мастерица считает следование традициям. Конечно, есть в её арсенале и сувенирные изделия, но их немного. Слегка пренебрежительно называет она их «сувенирщиной» и чётко разделяет с подлинными работами.
– Вот посмотрите на эти два туеса из пластовой бересты, – показывает мне Татьяна два очень похожих, на первый взгляд, сосуда цилиндрической формы. – Вот у этого, настоящего, края усилены сосновым корнем, а у «сувенирщины» просто оплетены лентой бересты. Это гораздо проще, но непрактично. И ещё – для традиционного туеса характерно использование сколотня*, чтобы внутри никаких швов не было, тогда в нём и молоко, и квас, и прочие жидкости удобно хранить. А края второго, как видите, скреплены между собой, образуя шов – в такой туес уж ничего не нальёшь.
Мы беседуем в домашней мастерской Татьяны. По ходу разговора она выставляет на стол свои изделия. Их ни одна сотня. Одних только горлаток (сосуд с узким горлом для сыпучих продуктов) с десяток: традиционные – в форме бутыли или утицы, или авторские – с двумя горлами, например, или в виде девушки с пышной юбкой. Лукошки, блюда, солонки, прочая кухонная утварь. Конечно, лапти, ступни, сапоги, есть даже декоративные коньки. Кстати, обувь, плетённая мастером, продемонстрирована и в фильме «Гонёк-Горбунок» Олега Погодина, который вышел в прокат 18 февраля.
Много в мастерской и разных игрушек: погремушки, грызунки, мишка, кот, петушок с курочкой, бычок, вертолётик, лошадка на колёсах. А вот и куклы-столбушки: почтенное семейство из 9 человек! Красота – глаз не отвести.
Так, используя старинную технику, мастерица непременно привносит в изделия что-то своё, авторское. В прошлом году Татьяна Константинова получила звание Народного мастера России. Она – участник и призёр многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
С удовольствием даёт мастер-классы и в нашем городе: для больших и маленьких. При этом не просто учит технике берестоплетения, но и обязательно рассказывает историю берестяного промысла на Новгородчине.
А недавно Татьяна зарегистрировала некоммерческую организацию «Береста» и сейчас пишет свой первый проект «Ремесло в руки» на получение Президентского гранта. Поскольку помимо традиционной бересты, она увлекается ещё и живописью, решила начать с неё (проще оформить конкурсную документацию). По проекту Татьяна будет учить детей с ограниченными возможностями здоровья (20 человек) создавать сувенирные открытки с видами Боровичей. И это только начало. В голове у Татьяны – сотни идей, как славить Новгородчину и привлекать к нам туристов. Говорит, только б помещение выделили, а уж она обязательно придумает, как организовать фестиваль русской печи, дефиле народных костюмов или дегустацию блюд национальной кухни.
*Сколетень – берестяной цилиндр, снятый со ствола берёзы целиком.
Татьяна Константинова – одна из тех редких мастеров, что не творит на поток, а продолжает традиционный народный промысел Новгородчины.
Берестяным ремеслом она увлекается 12-й год. И это не только привычное берестоплетение, но и более древний способ изготовления изделий – из пластовой бересты.Причём Татьяне важно делать всё «по науке», так, как делали наши предки. Она не использует в своих изделиях клея, металлических гвоздей и прочих крепежей кроме природных. Не усердствует с декором, помня, что, в первую очередь, изделие должно быть практичным и функциональным. И видит в берестяном промысле связь времён и поколений.
– Вот прадед мной Павел Прокопьевич Павлов наследство оставил! – Татьяна показывает потемневшие от времени лапти 45-го размера, небольшой берестяной футляр хитрой формы и кованый костыг (кочадык) – главный инструмент берестяных дел мастеров.
Этот изогнутый, плоский на конце крюк Татьяна и сама использует в работе. Говорит, особенно им удобно плести крупные изделия – лапти, короба, пестери (заплечные сумки), горлатки. Для изделий же поменьше она использует и самодельные костыжки, изготовленные, к примеру, из обычной отвёртки. Главным в работе мастерица считает следование традициям. Конечно, есть в её арсенале и сувенирные изделия, но их немного. Слегка пренебрежительно называет она их «сувенирщиной» и чётко разделяет с подлинными работами.
– Вот посмотрите на эти два туеса из пластовой бересты, – показывает мне Татьяна два очень похожих, на первый взгляд, сосуда цилиндрической формы. – Вот у этого, настоящего, края усилены сосновым корнем, а у «сувенирщины» просто оплетены лентой бересты. Это гораздо проще, но непрактично. И ещё – для традиционного туеса характерно использование сколотня*, чтобы внутри никаких швов не было, тогда в нём и молоко, и квас, и прочие жидкости удобно хранить. А края второго, как видите, скреплены между собой, образуя шов – в такой туес уж ничего не нальёшь.
Мы беседуем в домашней мастерской Татьяны. По ходу разговора она выставляет на стол свои изделия. Их ни одна сотня. Одних только горлаток (сосуд с узким горлом для сыпучих продуктов) с десяток: традиционные – в форме бутыли или утицы, или авторские – с двумя горлами, например, или в виде девушки с пышной юбкой. Лукошки, блюда, солонки, прочая кухонная утварь. Конечно, лапти, ступни, сапоги, есть даже декоративные коньки. Кстати, обувь, плетённая мастером, продемонстрирована и в фильме «Гонёк-Горбунок» Олега Погодина, который вышел в прокат 18 февраля.
Много в мастерской и разных игрушек: погремушки, грызунки, мишка, кот, петушок с курочкой, бычок, вертолётик, лошадка на колёсах. А вот и куклы-столбушки: почтенное семейство из 9 человек! Красота – глаз не отвести.
Так, используя старинную технику, мастерица непременно привносит в изделия что-то своё, авторское. В прошлом году Татьяна Константинова получила звание Народного мастера России. Она – участник и призёр многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
С удовольствием даёт мастер-классы и в нашем городе: для больших и маленьких. При этом не просто учит технике берестоплетения, но и обязательно рассказывает историю берестяного промысла на Новгородчине.
А недавно Татьяна зарегистрировала некоммерческую организацию «Береста» и сейчас пишет свой первый проект «Ремесло в руки» на получение Президентского гранта. Поскольку помимо традиционной бересты, она увлекается ещё и живописью, решила начать с неё (проще оформить конкурсную документацию). По проекту Татьяна будет учить детей с ограниченными возможностями здоровья (20 человек) создавать сувенирные открытки с видами Боровичей. И это только начало. В голове у Татьяны – сотни идей, как славить Новгородчину и привлекать к нам туристов. Говорит, только б помещение выделили, а уж она обязательно придумает, как организовать фестиваль русской печи, дефиле народных костюмов или дегустацию блюд национальной кухни.
*Сколетень – берестяной цилиндр, снятый со ствола берёзы целиком.
Наталья ЧУРА.